Пчеловодство

    Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы дополнительного образования детей заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания подростков.

     

    Учебный курс дает возможность учащимся расширить знания о профессиях на пороге окончания школы, призван обеспечить минимум знаний, необходимых для самостоятельной работы на любительской пасеке приусадебного хозяйства, воспитать интерес к сельскохозяйственному труду. Курс по пчеловодству поможет проверить себя и сделать свой профессиональный выбор.

    Педагоги

    Яфаров Ш.М. высш.обр.

    Содержание программы

     УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения

    № п/пи Наименование раздела.
    1. Вводное занятие. 2ч
    2. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. 18 час
    3. Осенние работы на пасеке. 16 час
    4. Биология пчелиной семьи.16час.
    5. Оборудование пасеки. 16 час
    6. Зимние работы пчеловодов. 24 час
    7. Системы содержания пчел.12час
    8. Весенне-летний период на пасеке. 38 час
    9. Итоговое занятие.2 час.

    Итого: 144 час.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 год обучения

    1.Вводное занятие. 2 час

    2.Осенние работы на пасеке. 30 час

    3.Зимние работы пчеловодов. 30 час

    4.Система содержания пчел.20 час

    5.Весенне-летний период на пасеке. 60 час.

    6.Итоговое занятие. 2 час.

    Итого:144

     

    Цели программы

    Накопление фактических знаний и умений о биологии пчел и пчеловодстве.

    Результат программы

    Ожидаемые результаты
    По окончанию обучения по программе «Пчеловодство»
    Юный пчеловод должен знать:
    1.Состав пчелиной семьи, роль матки, рабочих пчел и трутней в семье, строение и биологию отдельных особей, состав пищи пчел, жизнедеятельность пчелиного роя, семьи в течение года;
    2.Важнейшие медоносы полей, лесов и лугопастбищных угодий, основные типы взятка;
    3.Роль пчел в повышении урожайности полей, особенности при опылении различных  сельскохозяйственных культур, особенности использования пчел при опылении:
    4. Требование к улью, инвентарь, применяемый при уходе за пчелами, а также при  откачке меда и переработки воскового сырья;
    5. Типовые зимовники, сотохранилища, пасечные постройки;
    6. Понятие о лесоматериалах, необходимых для изготовления ульев, правила пользования   столярными инструментами, нормы расходов материала на улей;
    7. Преимущества сильных пчелиных семей и условия их содержания;
    8. Время и технику выставки пчел, правила осмотра пчелиных семей, весенний уход за   пчелами, способы расширения гнезда;
    9. Основы племенного дела, технику вывода пчелиных маток, правила посадок маток в семьи;
    10. Пакетное пчеловодство;
    11. Методы содержания пчел в типовых ульях;
    12. Технологию промышленного пчеловодства;
    13. Болезни пчелиного расплода и взрослых пчел, отравления пчел ядохимикатами, меры  борьбы с болезнями пчел;
    14. Мед пчелиный, состав и свойства, упаковка и хранение меда;
    15. Восковое сырье, его хранение и переработку на пасеке, качество вощины;
    16. Маточное молочко, пчелиный яд, цветочную пыльцу, прполис и их применение;
    17. Вести производственные записи и учет продукции на пасеке;
    18. Основы экономики труда и производства в объеме требований, предусмотренных «Общими положениями единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих».
    Юный пчеловод должен уметь:
    1.Осматривать пчелиное гнездо, пчелиные семьи, определят качество сотов, количество в  гнезде пчел, меда, наличие в гнезде матки и расплода всех возрастов;
    2.Определять основные медоносные растения и сроки их цветения по натуральным  образцам и гербарийному материалу;
    3.Определять размер пасеки для медосбора и опыляемости сельскохозяйственных культур;
    4.Составлять медовый баланс пчелофермы, пасеки;
    5.Производить ремонт и покраску ульев, изготовлять рамки;
    6.Определять силу семьи и качество матки в различное время пчеловодного сезона, выставлять пчел из зимовника, проводить весеннюю ревизию пчелосемей;
    7.Производить натягивание и наващивание рамок, сокращение и утепление гнезда, расширение гнезда в ульях разных типов;
    8.Подготовить семьи воспитательницы, производить браковку маточников, формирование нуклеусов и подсадку маток;
    9.Формировать новые пчелиные семьи, определять подготовку семьи к естественному   роению, собрать и посадить рой в улей;
    10.Формировать пакета пчел для пересылки, использовать их на медосборе и опыление  сельскохозяйственных культур;
    11.Определять начало главного взятка, подготавливать пчелиные семьи к перевозке на  медосбор, перевозить к источнику взятка;
    12.Производить отбор медовых сотов из ульев, их распечатывание, откачку и очистку  меда;
    13.Производить подкормку пчел и сборку гнезда на зимовку, а также обеспечить уход за  пчелами зимой;
    14.Использовать методы промышленного пчеловодства;
    15.Выявлять больные пчелиные семьи, подготавливать и отправлять на исследование пчел и образцы расплода, производит дезинфекцию улья и инвентаря;
    16.Проводить мероприятия по защите пчел от отравлениями ядохмикатами;
    17.Собирать маточное молочко, прополис, цветочную пыльцу;
    18.Составлять производственные задания пасеки;
    19.Заполнять учетную документацию.

    Особые условия проведения

    Основанием для приема в детское объединение является желание ребенка и согласие родителей или их законных представителей.

    Материально-техническая база

    Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы включает в себя наличие оборудованного учебного кабинета, пасеки, пчеловодческого инвентаря, определители растений и насекомых, справочную литературу, технические средства обучения для использования в образовательном процессе электронных носителей.