Пчеловодство

Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы дополнительного образования детей заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания подростков.

 

Учебный курс дает возможность учащимся расширить знания о профессиях на пороге окончания школы, призван обеспечить минимум знаний, необходимых для самостоятельной работы на любительской пасеке приусадебного хозяйства, воспитать интерес к сельскохозяйственному труду. Курс по пчеловодству поможет проверить себя и сделать свой профессиональный выбор.

Педагоги

Яфаров Ш.М. высш.обр.

Содержание программы

 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения

№ п/пи Наименование раздела.
1. Вводное занятие. 2ч
2. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. 18 час
3. Осенние работы на пасеке. 16 час
4. Биология пчелиной семьи.16час.
5. Оборудование пасеки. 16 час
6. Зимние работы пчеловодов. 24 час
7. Системы содержания пчел.12час
8. Весенне-летний период на пасеке. 38 час
9. Итоговое занятие.2 час.

Итого: 144 час.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 год обучения

1.Вводное занятие. 2 час

2.Осенние работы на пасеке. 30 час

3.Зимние работы пчеловодов. 30 час

4.Система содержания пчел.20 час

5.Весенне-летний период на пасеке. 60 час.

6.Итоговое занятие. 2 час.

Итого:144

 

Цели программы

Накопление фактических знаний и умений о биологии пчел и пчеловодстве.

Результат программы

Ожидаемые результаты
По окончанию обучения по программе «Пчеловодство»
Юный пчеловод должен знать:
1.Состав пчелиной семьи, роль матки, рабочих пчел и трутней в семье, строение и биологию отдельных особей, состав пищи пчел, жизнедеятельность пчелиного роя, семьи в течение года;
2.Важнейшие медоносы полей, лесов и лугопастбищных угодий, основные типы взятка;
3.Роль пчел в повышении урожайности полей, особенности при опылении различных  сельскохозяйственных культур, особенности использования пчел при опылении:
4. Требование к улью, инвентарь, применяемый при уходе за пчелами, а также при  откачке меда и переработки воскового сырья;
5. Типовые зимовники, сотохранилища, пасечные постройки;
6. Понятие о лесоматериалах, необходимых для изготовления ульев, правила пользования   столярными инструментами, нормы расходов материала на улей;
7. Преимущества сильных пчелиных семей и условия их содержания;
8. Время и технику выставки пчел, правила осмотра пчелиных семей, весенний уход за   пчелами, способы расширения гнезда;
9. Основы племенного дела, технику вывода пчелиных маток, правила посадок маток в семьи;
10. Пакетное пчеловодство;
11. Методы содержания пчел в типовых ульях;
12. Технологию промышленного пчеловодства;
13. Болезни пчелиного расплода и взрослых пчел, отравления пчел ядохимикатами, меры  борьбы с болезнями пчел;
14. Мед пчелиный, состав и свойства, упаковка и хранение меда;
15. Восковое сырье, его хранение и переработку на пасеке, качество вощины;
16. Маточное молочко, пчелиный яд, цветочную пыльцу, прполис и их применение;
17. Вести производственные записи и учет продукции на пасеке;
18. Основы экономики труда и производства в объеме требований, предусмотренных «Общими положениями единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих».
Юный пчеловод должен уметь:
1.Осматривать пчелиное гнездо, пчелиные семьи, определят качество сотов, количество в  гнезде пчел, меда, наличие в гнезде матки и расплода всех возрастов;
2.Определять основные медоносные растения и сроки их цветения по натуральным  образцам и гербарийному материалу;
3.Определять размер пасеки для медосбора и опыляемости сельскохозяйственных культур;
4.Составлять медовый баланс пчелофермы, пасеки;
5.Производить ремонт и покраску ульев, изготовлять рамки;
6.Определять силу семьи и качество матки в различное время пчеловодного сезона, выставлять пчел из зимовника, проводить весеннюю ревизию пчелосемей;
7.Производить натягивание и наващивание рамок, сокращение и утепление гнезда, расширение гнезда в ульях разных типов;
8.Подготовить семьи воспитательницы, производить браковку маточников, формирование нуклеусов и подсадку маток;
9.Формировать новые пчелиные семьи, определять подготовку семьи к естественному   роению, собрать и посадить рой в улей;
10.Формировать пакета пчел для пересылки, использовать их на медосборе и опыление  сельскохозяйственных культур;
11.Определять начало главного взятка, подготавливать пчелиные семьи к перевозке на  медосбор, перевозить к источнику взятка;
12.Производить отбор медовых сотов из ульев, их распечатывание, откачку и очистку  меда;
13.Производить подкормку пчел и сборку гнезда на зимовку, а также обеспечить уход за  пчелами зимой;
14.Использовать методы промышленного пчеловодства;
15.Выявлять больные пчелиные семьи, подготавливать и отправлять на исследование пчел и образцы расплода, производит дезинфекцию улья и инвентаря;
16.Проводить мероприятия по защите пчел от отравлениями ядохмикатами;
17.Собирать маточное молочко, прополис, цветочную пыльцу;
18.Составлять производственные задания пасеки;
19.Заполнять учетную документацию.

Особые условия проведения

Основанием для приема в детское объединение является желание ребенка и согласие родителей или их законных представителей.

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы включает в себя наличие оборудованного учебного кабинета, пасеки, пчеловодческого инвентаря, определители растений и насекомых, справочную литературу, технические средства обучения для использования в образовательном процессе электронных носителей.