Школа олимпиадного резерва. Вторая ступень

Программа содержит различные виды арифметических задач. Они заслуживают особого внимания. Не секрет, что чрезмерная алгебраизация курса математики 5-6 класса привела к тому, что большинство учащихся не могут решить даже простые задачи арифметическим способом. В тоже время решение таких задач требует иногда весьма остроумных рассуждений, умение глубоко вникнуть в ситуацию.

 

Задачи высокого уровня сложности предполагают выявление учеников, мыслящих творчески и нестандартно, умеющих эвристически мыслить и проводить доказательство. Развитию учеников, интересующихся математикой, умению находить эвристические пути решения служат математически остроумные решения некоторых задач из программы. Большой набор заданий позволит учащимся сформировать глубокие и прочные знания для развития и формирования навыков решения задач данных типов.

 

Некоторые задания могут быть выполнены стандартными, отработанными методами, но при этом возможен и другой способ, предполагающий нетривиальную логику решения. Это способствует деятельностному подходу при изучении курса математики.

Педагоги

Филаретова Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования, 1 категория

Содержание программы

1. Введение.

2. История развития математики. 

Хронология развития счета и числа. Способы измерения счета в древности. Старые русские меры длины. Математические парадоксы и математические фокусы. Ребусы. Правила составления и разгадывания. Восстановление чисел.
Натуральные числа. Поиск закономерностей.
Секреты четных и нечетных чисел
Приёмы устного счета. Мгновенное умножение.

3. Разные задачи. 

Задачи-шутки; задачи-загадки; «да-нетки»
Шахматные задачи
Старинные задачи
Задачи на взвешивания, переливания
Задачи, решаемые с конца
Задачи, решаемые методом исключения
Задачи, решаемые графическим методом

4. Математические игры. 

Морской бой, пирамиды, уголки
Фокусы, пасьянсы
Логические и традиционные головоломки
Криптограммы, лабиринты.

5. Задачи «Кенгуру» разных лет.

6. Первые шаги в геометрии.

7. Элементы теории вероятностей.

Случайные события и операции над ними.
Комбинаторика.
Вероятность события.
Операции над вероятностью.

8. Математика в искусстве.

Золотое сечение. Различные виды симметрии. Пропорциональность.
Математика в архитектуре. Математика в живописи.

9. Подведение итогов.

Цели программы

· расширить знания учащихся,

· приобрести необходимые умения и навыки для решения задач,

· показать необходимость знаний по математике в других областях,

· развивать познавательный интерес, интеллект, математический кругозор, математические способности, мышление, речь,

· воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний,

· формировать дружеские, товарищеские отношения, толерантность, умение работать в группах.

· воспитанию терпения, настойчивости, воли.

Результат программы

Основным результатом станет положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация учащихся к дальнейшему изучению математики. Кроме того, обучающиеся освоят приемы решения задач, повысят математический уровень знаний, будут применять полученные знания при проведении различных конкурсов, викторин, олимпиад, сдаче экзаменов, в повседневной жизни.

Особые условия проведения

особых условий нет

Материально-техническая база

Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

– парты;

– стулья;

– настенная доска.

Технические средства обучения:

– ноутбук, компьютер;

– проектор.;