Занимательная математика

Творческие работы, практическая деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет­рической зоркости, умения анализировать,догадываться, рассуждать, до­казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Педагоги

Коновалова Юлия Анатольевна, первая квалификационная категория,29 лет стаж работы

Содержание программы

Вводное занятие (1Ч)

1. Входная диагностика.

- Техника безопасности.

Геометрический калейдоскоп. (20 часов)

Теоретические занятия: ( 3ч)

2.Геометрические узоры. Симметрия.

Понятие симметрия. Нахождение симметрии в геометрических узорах.

3.Плоские и объёмные фигуры. Беседа.

Какие фигуры можно назвать плоскими, а какие объёмные. Ищем ответ.

4.Геометрические узоры.

Дать понятие геометрическим узорам.

Практические занятия.

5. Урок – игра. «Путешествие по стране Геометрия».

Систематизация знаний о науки геометрии.

6.Геометрические узоры. Снежинка.

Выполняем геометрические узоры при помощи чертёжных инструментов.

7.Закономерности в узорах.

Находим закономерности в узорах.

8.Знакомство с Весёлой Точкой. Игра- путешествие.

Систематизация знаний.

Ориентируемся на листе бумаги. Ставим точки.

Знакомство с разлиновкой бумаги. Учимся ставить точки по заданию учителя.

9.Волшебные гвоздики. Составление узоров.

Знакомство с названиями гвоздиков –штырьков. Числовой луч. Ставим точки на луче.

10.Рисунки с помощью треугольника.

Выполняем рисунки при помощи треугольника.

11.Измеряем на глаз.

Работа с различными чертёжными инструментами. Умение ими пользоваться.

12.Луч. Солнечный и несолнечные лучи.

Знакомство с лучом. Построение луча на бумаге из пластилина, ниток.

13.Математическая викторина «Гость Волшебной поляны».

Систематизация знаний.

14.Разрезание и составление фигур.

15.Весёлые игрушки.

Учимся делать игрушки из бросового геометрического материала.

16.Экскурсия в кабинет математики. Весёлые игрушки.

Знакомство с кабинетом математики.

17.Круг. Циркуль помощник.

Знакомим с понятие круг. Дать понятие «окружность». Осваиваем признаки круга.

18.Построение фигуры по заданным точкам.

Учимся строить по заданным точкам фигуры. Развиваем логическое мышление.

19.Игра « Найди геометрические фигуры».

Систематизация знаний по изученным разделам.

20.Экскурсия в кабинет физики.

Уточнение представлений о физических приборах.

21.Геометрический КВН.

Систематизация знаний по изученным разделам.

Секреты задач. ( 21 ч)

Теоретические занятия.(2ч)

22.Что дала математика людям? Зачем её изучать.

Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.

23.Иероглифические системы древних египтян.

Знакомство с различными видами иероглифических систем древних египтян.

Практические занятия. (19ч)

24.Старинные системы записи чисел. Упражнения. Игры.

Знакомство со старинными записями чисел.

25.Задачи в стихах и загадках.

Знакомство с шуточными задачами- загадками в стихах.

26. Задачи, допускающие несколько способов решения.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

27.Задачи, имеющие несколько решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных заданий.

28.Задачи с недостающими данными.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

29.Обратные задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

30.Математические игры « Найди числа», « Найди цифру».

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

31.Пифагор и его школа. Упражнения.

Научные сведения о Пифагоре и его школе.

32Римские цифры. Как читать римские цифры.

Историческая справка как появились римские цифры. Учимся правильно их читать.

33.Игра « Цифры в буквах»

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

34.Решение олимпиадных задач.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения

35.Время. Часы. Игры.

Знакомство с временем в занимательной форме. Что такое часы, работа с макетом.

36.Задачи с многовариантным решением.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

37.Нестандартные задачи».

Воспроизведение способа решения задачи.

Выбор наиболее эффективных способов решения.

38.Моделирование задач.

Учим моделировать задачи и искать к ним новые пути решения.

39.Задачи, решаемые способом перебора.

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

40.Открытие нуля. Задачи на смекалку.

Задачи с нулём. Умение пользоваться алгоритмом.

41.Игра « Смекай, решай, отгадывай»

Закрепление знаний нумерации чисел.

42.Магические квадраты.

Знакомство с математическими квадратами. Умение их решать.

Математические фокусы. ( 12ч)

Теоретическое занятие.( 1ч)

43.Знакомство с занимательной литературой.

Практические занятия.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

44.Числовые головоломки.

соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений

45.Решение ребусов и логических задач.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов

46.Составление ребусов, содержащих числа.

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

47.Конкурс знатоков. Математические горки.

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

48.Шаг в будущее. « Волшебные палочки». «Лучшие лодочники» Игры.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

49.Отгадывание задуманных чисел.

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

50.Денежные знаки. Загадки – смекалки.

Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.

51.Хитрый счёт.

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

52.Шестиклеточный логикон.

Решение математических задач повышенной сложности.

53.Урок – игра « Что скрывает сорока?»

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение».

54.Заполнение числового кроссворда.

Умение работать с кроссвордом. Учимся заполнять числовые кроссворды.

Спичечный конструктор ( 9ч)

Теоретическое занятие (1ч)

55.« Путешествие спички» Урок – рассуждение.

Знакомство с новым видом конструктора, развитие логического мышления.

Практические занятия.

56.Моделирование из проволоки.

Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида.

57.Моделирование треугольников, углов.

Создание из проволоки треугольников, углов разных видов.

58.Работа на компьютере. Электронные игры.

Знакомство с компьютером. Развитие мышления.

59.Работа с конструктором «Спичечный конструктор»

Игры, фокусы, оригинальные фигурки,которые могут сделать сами дети.

60.Конструктор « Лего».

Работа с детским конструктором, развитие воображения.

61.Сложи квадрат. Китайская головоломка.

Знакомство с различными видами головоломок.

62.Составление и зарисовка фигур.

Умение составлять и делать самостоятельно зарисовки.

63.Перекладывание спичек. Игрушки из спичек.

Делаем самостоятельно различные игрушки из спичек при помощи различных вспомогательных материалов.

Игры с секретом. ( 8 ч)

Теоретическое занятие ( 1ч)

64.Числовые дорожки.

Познакомить с новым видом работы с числами.

Практические занятия.

65.Стоклеточный кроссворд.

Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

 66.Таблица «Сотни», « Ход конём».

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

Соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число

67.«Крестики – нолики». Игра.

Соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число.

68.« Морской бой» Игра.

Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

69.Цифровые рисунки.

Закрепление знаний о классах и разрядах.

70.Выпуск стенгазеты.

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

71.Игра – путешествие « Веришь или нет»

Итоговое занятие ( 1ч)

72.Праздник « Царица наук»

 

Цели программы

Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

 

Результат программы

Личностными результатами изучения данной программы являются:

– развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

– развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

– воспитание чувства справедливости, ответственности;

– развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан­дартности мышления.

Особые условия проведения

Личностными результатами программы «Занимательная математика» являются:

· осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

· осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

· установка на безопасный здоровый образ жизни;

 

Метапредметными результатами являются:

· способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

· способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач;

· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

· умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

· владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

· умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

· умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Кубики (игральные) с точками или цифрами.

Комплекты карточек с числами:

-0,1,2,3, 4,...,9(10);

-10,20, 30, 40,..., 90;

-100, 200, 300, 400,..., 900.

«Математический веер» с цифрами и знаками.

Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

Часовой циферблат с подвижными стрелками.

Набор «Геометрические тела».

- конструктор «Лего, спички, проволока

-чертёжные инструменты