Занимательная математика

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.


Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Педагоги

Абубякирова Нафиса Усмановна

Содержание программы

Учебно-тематический план

Наименование тем курса
Всего ча

сов
В том числе
лекция
П/ р
С/ р
1. Вводное занятие «Математика – царица наук»
2
2


2. Как люди научились считать.
4
1
3

3. Интересные приемы устного счёта.
2
1
1

4. Решение занимательных задач в стихах.
4

2
2
5. Упражнения с числами
4

2
2
6. Учимся отгадывать ребусы.
4


4
7. Числа-великаны. Коллективный счёт.
4


4
8. Упражнения с числами
4

2
2
9. Решение ребусов и логических задач
6


6
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
4

2
2
11. Загадки- смекалки.
4

4

12. Игра «Знай свой разряд».
4

2
2
13. Обратные задачи.
4

2
2
14. Практикум «Подумай и реши».
6

3
3
15.Задачи с изменением вопроса.
4

2
2
16. «Газета любознательных».
4
2

2
17.Решение нестандартных задач.
6

4
2
18.Решение олимпиадных задач.
6

4
2
19.Решение задач международной игры «Кенгуру»
6


6
20. Школьная олимпиада
4


4
21. Игра «Работа над ошибками»
4

4

22.Математические горки.
6

6

23. Наглядная алгебра.
4


4
24.Решение логических задач.
6

4
2
25.Игра «У кого какая цифра»
4


4
26.Знакомьтесь: Архимед!
4
2

2
27.Задачи с многовариантными решениями.
4

2
2
28.Знакомьтесь: Пифагор!
4
2
2

29.Задачи с многовариантными решениями.
4

2
2
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
4

2
2
31.Задачи с многовариантными решениями.
4

2
2
32.Математический КВН
4

2
2
33.Правила сравнения
2

1
1
34. Круглый стол «Подведем итоги»
4



Итого
144
10
64
70

 

Цели программы

Цель:
-развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

· простое наблюдение,

· проведение математических игр,

· опросники,

· анкетирование

· психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

· занятия-конкурсы на повторение практических умений,

· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

· активность,

· аккуратность,

· творческий подход к знаниям,

· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» – «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

· игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

· собеседования (индивидуальное и групповое),

· опросников,

· тестирования,

· проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Особые условия проведения

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.

Материально-техническая база

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.