Решение задач по физике

    Данная программа отражает содержание курса физики для общеобразовательных учреждений 10-11 классов. Она учитывает цели обучения физике учащихся основной и средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы механики Ньютона, термодинамики, молекулярно-кинетической теории, электродинамики, оптики и квантовой физики. Курс Методы решения задач по физике в 11 классе общим объёмом 34 часа(1 час в неделю) рассчитан на изучение в течение одного учебного года.

    Разработка программы преследовала реализацию следующих целей:

    - подготовка выпускников общеобразовательной школы как к поступлению в высшие технические учебные заведения, так и к получению профессии технического профиля;

    - более глубокое изучение основ физики через решение задач технического содержания в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня технологизации процессов во всех областях жизнедеятельности человека;

    - формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развитие мышления учащихся.

    Структура программы полностью соответствует структуре материала, изучаемого в 11-10 классах.

    Необходимость создания данной программы продиктована тем, что требования к подготовке по физике выпускников основной школы возросли, в то время как количество часов, отводимых на изучение данной дисциплины, было сокращено от 4-5 часов в неделю до 2-3 часов.

    Педагоги

    Курушина Галина Владимировна, учитель физики высшей категории

    Содержание программы

    Физическая теория и решение задач. Классификация задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
    Этапы решения физических задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
    Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение. Характеристики равномерного и равноускоренного прямолинейного движения. Равномерное движение точки по окружности.
    Законы Ньютона.
    Гравитационные силы. Вес тела.
    Движение тела под действием сил упругости и тяжести. Решение комплексных задач по динамике.
    Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
    Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях. Закон сохранения полной механической энергии.
    Основное уравнение МКТ идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона.
    Газовые законы.
    Уравнение теплого баланса.
    Первый закон термодинамики. Характеристики тепловых двигателей.
    Закон Кулона.
    Расчёт напряжённости электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Расчёт энергетических характеристик электростатического поля.
    Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи. Расчёт электрических цепей.
    Закон Ома для полной цепи.
    Решение экспериментальных комбинированных задач по теме ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
    Обобщающее занятие по методам и приёмам решения физических задач.
    Правило Буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца.
    Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.
    Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника. Характеристики пружинного и математического маятника.
    Превращения энергии при гармонических колебаниях.
    Электромагнитные колебания. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.
    Свойства волн. Звуковые волны.
    Геометрическая оптика.
    Формула тонкой линзы.
    Интерференция волн. Дифракция механических и световых волн.
    Излучение и спектры.
    Законы фотоэффекта
    Модели атомов. Постулаты Бора.
    Энергия связи атомных ядер.
    Ядерные реакции.
    Энергетический выход ядерных реакций.
    Обобщающее занятие по методам и приём решения физических задач

     

    Цели программы

    Разработка программы преследовала реализацию следующих целей:

    - подготовка выпускников общеобразовательной школы как к поступлению в высшие технические учебные заведения, так и к получению профессии технического профиля;

    - более глубокое изучение основ физики через решение задач технического содержания в соответствии с возрастающими требованиями современного уровня технологизации процессов во всех областях жизнедеятельности человека;

    - формирование метода научного познания явлений природы как базы для интеграции знаний и развитие мышления учащихся.

    Результат программы

    В результате изучения программы кружка учащиеся приобретут знания в области физики механических, тепловых и электростатических процессов и явлений, не отображённых в базовом курсе физики средней (полной) школы; научатся решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приёмов, необходимых в математике; приобретут навык предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач, применения начал анализа для решения задач с параметрами.

    В ходе изучения данного курса учащиеся приобретут навыки самостоятельной работы, работы со справочной литературой; овладеют умениями планирования учебных действий на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов.

    Особые условия проведения

    Альтернативной формой контроля усвоенных знаний и приобретённых умений могут служить следующие виды работ:

    - изготовление прибора или установки для демонстрации явления или процесса;

    - создание компьютерной программы, иллюстрирующей явление, процесс;

    - создание презентации, отражающей последовательность действий при исследовании влияния изменения параметра на состояние системы в целом.

    Материально-техническая база

    Материал, отобранный для данного элективного курса, представляет собой подборку качественных и расчётных задач, позволяющих сделать изучение теоретического материала более осознанным и глубже понять законы, объясняющие природные явления и технические процессы.