Актуальность программы
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп нашей страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования нравственности и патриотизма.
Почти ушёл из жизни современных детей «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка. Календарные праздники и обряды, в основном, утратили своё первоначальное значение, лишь некоторые из них остались в песнях и играх детей. А ведь в них отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые гуманные традиции.
Современная педагогика зажата в тисках технократизма и информационного инструментализма. Поэтому существует острая потребность в разработке «Технологии духовности», когда запускаются в рабочий обиход не просто средства и инструментарий (часто не дающие результата), а содержательная духовная пища.
Роль традиционного культурного наследия исключительна в решении задач духовно-нравственного становления подрастающего поколения, его художественно-эстетического и творческого развития. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика народного танца – всё это способствует воспитанию чувства осознания Красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов.
В основе программы «Культурное наследие» лежит комплексный подход, который позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:
♦комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского и других народов Среднего Поволжья;
♦ духовно-нравственные ценности, народные идеалы;
♦ опыт традиционного воспитания и народная этика;
♦ народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка, обрядовое творчество и т.п.);
♦ система празднично-обрядовой деятельности;
♦ фольклорно-этнографические тексты.
Программа разработана и составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и учитывает возрастные и психологические особенности младших подростков