ДПП «Хореографическое творчество» 5(6) ЛЕТ

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области искусства «Хореографическое творчество» (далее – ДПОП,
программа «Хореографическое творчество») Муниципального казенного
учреждения дополнительного образования «ДШИ р.п. Вешкайма» (ОУ) является
системой учебно-методических документов, сформированной на основе
Федеральных государственных требований (далее – ФГТ) к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства
"Хореографическое творчество«, утвержденных приказами Министерства
культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158, от 26 марта 2013 №
280. Программа «Хореографическое творчество» определяет цели, ожидаемые
результаты, условия и пути реализации образовательного процесса, оценку
качества подготовки выпускника и включает в себя: учебный план, календарный
учебный график, рабочие программы учебных предметов, систему и критерии
оценки итоговой аттестации и другие учебно-методические материалы,
обеспечивающие требуемое качество подготовки обучающихся.
ДПОП «Хореографическое творчество» определяет содержание и
организацию образовательного процесса Муниципального казенного учреждения
дополнительного образования "ДШИ р.п. Вешкайма«.
Программа «Хореографическое творчество» направлена на:
 выявление одаренных детей в области хореографического искусства
в раннем детском возрасте;
 создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
 приобретение детьми знаний, умений и навыков в области
хореографического исполнительства;
 приобретение детьми опыта творческой деятельности;
 овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
 подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы
в области хореографического искусства.
Программа «Хореографическое творчество» направлена на обеспечение
преемственности основных профессиональных образовательных программ
среднего профессионального и высшего профессионального образования в
области изобразительного искусства и обеспечивает сохранение единства
образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и
искусства.
Программа «Хореографическое творчество» ориентирована на:
 воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов;
3
 формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
 формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
 воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
 формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные
образовательные программы в области хореографического искусства;
 выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной
информации, умению планировать свою домашнюю работу,
осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной
деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду,
формированию навыков взаимодействия с преподавателями,
концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе,
уважительного отношения к иному мнению и художественноэстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной
учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов
достижения результата.
Материально-технические условия реализации программы
"Хореографическое творчество" обеспечивают возможность достижения
обучающимися результатов, установленных ФГТ.

Педагоги

фирсова Елена Николаевна - преподаватель высшей квалификационной категории

Содержание программы

Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые
состоят из учебных предметов.
При реализации программы «Хореографическое творчество» со сроком
обучения 5 лет общий объем аудиторной нагрузки обязательной части
10
составляет 2052,5 часа, в том числе по предметным областям (ПО) и учебным
предметам (УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Ритмика – 66 часов,
УП.02.Гимнастика – 33 часа, УП.03.Классический танец – 924 часа,
УП.04.Народно-сценический танец – 264 часа, УП.05.Подготовка концертных
номеров – 462 часа;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и
музыкальная грамота – 49,5 часа, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) – 66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 66
часов.
При реализации программы «Хореографическое творчество» с
дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 5 лет общий объем
аудиторной нагрузки обязательной части составляет 2470 часов, в том числе по
предметным областям (ПО) и учебным предметам (УП):
ПО.01.Хореографическое исполнительство: УП.01.Ритмика – 66 часов,
УП.02.Гимнастика – 33 часа, УП.03.Классический танец – 1089 часов,
УП.04.Народно-сценический танец – 330 часов, УП.05.Подготовка концертных
номеров – 561 час;
ПО.02.Теория и история искусств: УП.01. – Слушание музыки и
музыкальная грамота – 49,5 часа, УП.02.Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная) – 66 часов, УП.02.История хореографического искусства – 115,5
часа.
При реализации учебных предметов обязательной части
предусмотрен объем времени на самостоятельную работу обучающихся. Объем
времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному
предмету определен с учетом сложившихся педагогических традиций и
методической целесообразности.
Объем максимальной учебной нагрузки обучающихся не должен
превышать 26 часов в неделю. Аудиторная нагрузка по всем учебным предметам
учебного плана не должна превышать 14 часов в неделю (без учета времени,
предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на
контрольные уроки, зачеты и экзамены, а также участия обучающихся в
творческих и культурно-просветительских мероприятиях ОУ).
Учебные предметы учебного плана и проведение консультаций
осуществляется в форме групповых занятий численностью от 11 человек,
мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек (по предмету
"Подготовка сценических номеров« – от 2-х человек, занятия с мальчиками по
учебным предметам «Классический танец», «Народно-сценический танец» от 3-х
человек), индивидуальных занятий. К занятиям по учебному предмету
"Подготовка сценических номеров" могут привлекаться обучающиеся из
разных классов. Реализация данных учебных предметов может проходить в
форме совместного исполнения сценической работы с обучающимися из разных
классов

Цели программы

Развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения различных видов народно-сценических танцев, танцевальных композиций народов мира в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Результат программы

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- основные положения позиций рук и ног в народном танце;
- положение головы и корпуса во время исполнения простейших элементов русского и белорусского танца, освоение данных элементов на середине;
- владеть приемами: «сокращенная стопа», «скошенный подъем»;
- уметь ориентироваться в пространстве: у станка и на середине зала;
- знать движение в различных ракурсах и рисунках;
- уметь исполнять движения в характере русского и белорусского танцев;
- первоначальные навыки при исполнении вращений и подготовок к ним.

По окончании второго года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- грамотно исполнять программные движения у станка и на середине зала;
- ориентироваться в пространстве, на сценической площадке;
- работать в паре и танцевальными группами;
- основные движения русского, татарского и украинского танцев;
- манеру исполнения упражнений и характер русского, татарского, украинского танцев;
- технику исполнения вращений на середине зала и по диагонали.

По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять технически сложные движения у станка и на середине зала;
- передавать в движении сложные ритмические рисунки русского, украинского, молдавского танцев;
- усвоение и дальнейшее развитие ансамблевого исполнения;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- правильно пользоваться деталями костюма, атрибутикой: ленточки, веночки, платочки, шапки, корзинки, бубны и т.д.;
- продолжать добиваться в ансамбле выразительности и виртуозности исполнения движений.

По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
- передавать национальный характер русского танца, танцев народов Поволжья, итальянского, испанского, мексиканского танцев;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение,
дроби – для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» – для мальчиков;
- правильно распределять силы во время исполнения танцевальных композиций, воспитывать выносливость.

По окончании пятого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- исполнять грамотно выразительно и технично экзерсис у станка и на середине зала;
- передавать национальный характер русского, калмыцкого, испанского, венгерского и болгарского танцев;
- ориентироваться в пространстве во время движения танцевальных комбинаций и этюдных форм;
- исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращение, дроби – для девочек; различные виды присядок, «хлопушек» – для мальчиков;

 

Особые условия проведения

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Народно-сценический танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
умение понимать и исполнять указания преподавателя;
умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
навыки музыкально-пластического интонирования;
а также:
знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев нашей страны и народов мира;
знание канонов исполнения упражнений и танцевальных движений народно-сценического танца в соответствии с учебной программой;
владение техникой исполнения программных движений, как в экзерсисах, так и в танцевально-сценической практике;
использование и владение навыками коллективного исполнительского творчества;
знание основных анатомо-физиологических особенностей человека;
применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.

Материально-техническая база

Материально-техническая база ОУ соответствует санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ соблюдает своевременные
сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.
Для реализации программы «Хореографическое творчество» ОУ
обеспечено необходимыми учебными аудиториями, специализированными
кабинетами и включает в себя:
 концертный зал с роялем, пультами, светотехническим и
звукотехническим оборудованием,
 библиотеку,
 помещения для работы со специализированными материалами
(фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
 учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и
индивидуальных занятий,
 костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов
для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических
выступлений;
 хореографический зал площадью 50 кв.м. (на 12-14 обучающихся),
имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол),
балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трёх
стен, зеркала размером 7м х 2м на двух стенах;
4
 раздевалка
Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не
менее 6 кв.м.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных
предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Музыкальная
литература (зарубежная, отечественная)», «История хореографического
искусства» оснащены пианино/роялями, звукотехническим оборудованием,
учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и
оформляются наглядными пособиями.
В ОУ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта
балетных залов, костюмерной.
Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается
доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов
учебного плана.
Библиотечный фонд ОУ укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературой по всем учебным предметам, а также изданиями музыкальных
произведений и балетной литературы, специальными хрестоматийными
изданиями, партитурами, клавирами хореографических произведений в объеме,
соответствующем требованиям программы "Хореографическое творчество".
Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области
"Теория и история искусств" обеспечивается каждый обучающийся.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2
экземпляра на каждые 100 обучающихся