ДПП «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (Гитара.Баян)»

Основная направленность настоящей программы – формирование у
обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального
искусства, необходимых для будущего музыканта.
Задача педагога – создание условий для профессионального музыкального
образования, эстетического и духовно-нравственного воспитания детей. Педагог
должен способствовать приобретению обучающимися навыков творческой
4
деятельности, а так же научить их планировать свою домашнюю работу,
осуществляя самостоятельный контроль своей учебной деятельности,
сформировать умение находить наиболее эффективные способы достижения
результата.
На протяжении всего срока обучения необходимо развивать у детей
личностные качества, которые помогут им осваивать учебную информацию в
соответствии с программными требованиями.
Юный музыкант, с помощью педагога, должен реализовать свои
музыкальные и творческие способности, научиться самостоятельно
воспринимать и оценивать культурные ценности, овладеть навыками игры на
музыкальном инструменте, знаниями, которые дадут возможность исполнять
музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Для достижения хороших
результатов обучающимуся надо научиться объективно оценивать свой труд,
анализировать удачи/неудачи проделанной работы, успешно взаимодействовать
с преподавателями и другими детьми.
Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным и основываться
на интенсивном развитии музыкального слуха и мышления, выявлении и
развитии творческих задатков обучающихся.
Согласно ФГТ, программа «Народные инструменты» направлена на
• приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на одном из
народных инструментах (баяне, аккордеоне, гитаре) и (или) инструментах
народов России, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения
в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
• приобретение детьми опыта творческой деятельности;
• воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных
народов;
• формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
5
• формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать
и оценивать культурные ценности;
• воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности;
• формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и
навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные
образовательные программы в области музыкального искусства;
• выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих
освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации,
умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков
творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования;
• выявление одаренных детей в области соответствующего вида
искусства в раннем возрасте и подготовку одаренных детей к поступлению в
образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные
образовательные программы в области соответствующего вида искусства

Педагоги

Денисова Елена Васильевна- преподаватель высшей квалификационной категории

Лазарева Алла Васильевна -преподаватель высшей квалификационной категории

Семёнова Екатерина Павловна - молодой специалист

Содержание программы

Продолжительность учебного года с первого класса по класс,
предшествующий выпускному классу, составляет 39 недель, в выпускном классе
– 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32
недели (за исключением образовательной программы со сроком обучения 5 лет),
со второго класса (при сроке обучения 5 лет – с первого класса) по выпускной
класс – 33 недели.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32–33 недели – проведение аудиторных занятий, 2–3 недели –
проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность
педагогических работников должна быть направлена на методическую,
творческую, культурно-просветительную работу, а также освоение
дополнительных профессиональных образовательных программ.
Продолжительность учебных занятий, равная одному академическому
часу, определяется уставом образовательного учреждения и может составлять от
40 до 45 минут. Продолжительность учебных занятий по одному предмету в
день не должна превышать 1,5 академического часа.
В ОУ с первого по выпускной классы в течение учебного года
предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы
устанавливаются в объеме 12–13 недель, за исключением последнего года
обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки,
установленные для общеобразовательных учреждений при реализации ими
основных образовательных программ начального общего и основного общего
образования.
В ОУ изучение учебных предметов учебного плана и проведение
консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий,
мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым
учебным предметам – от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11
человек).

Результат программы

Результатом освоения программы «Народные инструменты» является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в
предметных областях:
в области музыкального исполнительства:
• знания основного сольного репертуара для народного или национального
инструмента;
• знания ансамблевого и оркестрового репертуара для народных или
национальных инструментов;
• знания различных исполнительских интерпретаций музыкальных
произведений;
• умения исполнять музыкальные произведения соло, в ансамбле и (или)
оркестре на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми
особенностями;
• навыков подбора по слуху;
в области теории и истории музыки:
• первичные знания в области основных эстетических и стилевых
направлений в области музыкального, изобразительного, театрального и
киноискусства;
• первичные знания и умения в области элементарной теории музыки
(знания основных элементов музыкального языка, принципов строения
музыкальной ткани, типов изложения музыкального материала, умения
осуществлять построение интервалов и аккордов, группировку длительностей,
транспозицию заданного музыкального материала);
• умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
• навыков сочинения и импровизации музыкального текста;
• навыков восприятия современной музыки.
Результаты освоения программы «Народные инструменты» по учебным
предметам обязательной части должны отражать:
Специальность:
• наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
самостоятельному музыкальному исполнительству;
• сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности народного или
национального инструмента для достижения наиболее убедительной
интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из
музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и
форм;
• знание репертуара для народного или национального инструмента,
включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с
программными требованиями;
• знание художественно-исполнительских возможностей народного или
национального инструмента;
• знание профессиональной терминологии;
• умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
• навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом
исполнения музыкального произведения;
• навыки по использованию музыкально-исполнительских средств
выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению
различными видами техники исполнительства, использованию художественно
оправданных технических приемов;
• наличие творческой инициативы, сформированных представлений о
методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над
исполнительскими трудностями;
• наличие музыкальной памяти, развитого мелодического,
ладогармонического, тембрового слуха;
• наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.
Ансамбль:
• сформированный комплекс навыков и умений в области коллективного
творчества – ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в
ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
• знание ансамблевого репертуара, способствующее воспитанию на
разнообразной литературе способностей к коллективному творчеству;
• навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленные художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Фортепиано:
• знание инструментальных и художественных особенностей и
возможностей фортепиано;
• знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;
• владение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Хоровой класс:
• знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых
особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей
хорового коллектива;
• умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
помощью органического сочетания слова и музыки;
• навыки коллективного хорового исполнительского творчества;
• сформированные практические навыки исполнения авторских, народных
хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной
музыки, в том числе хоровых произведений для детей.
• наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального
ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
• сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий
наличие у обучающегося развитого музыкального слуха и памяти, чувства
ритма, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, способствующих
творческой самостоятельности, в том числе:
• знание профессиональной музыкальной терминологии;
• умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные
примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с
использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать
аккордовые и интервальные цепочки;
• умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические
построения;
• навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на
инструменте, запись по слуху и т.п.).
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
• первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе
культуры, духовно-нравственном развитии человека;
• знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям;
• знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
• умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал
пройденных музыкальных произведений;
• навыки по выполнению теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метроритмических, ладовых особенностей;
• знание основных исторических периодов развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств (изобразительного, театрального, киноискусства, литературы),
основные стилистические направления, жанры;
• знание особенностей национальных традиций, фольклорных истоков
музыки;
• знание профессиональной музыкальной терминологии;
• сформированные основы эстетических взглядов, художественного вкуса,
пробуждение интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве
композиторов;
• умение определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
• навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его
понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с
другими видами искусств.
Элементарная теория музыки:
• знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад,
интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);
• первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения
музыкального материала;
• умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением
роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;
• наличие первичных навыков по анализу музыкальной ткани с точки зрения
ладовой системы, особенностей звукоряда (использования диатонических или
хроматических ладов, отклонений и др.), фактурного изложения материала
(типов фактур).

Особые условия проведения

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной
работы обучающихся по дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программе "Народные инструменты«.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии – по каждому учебному предмету. По решению образовательного
учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может
осуществляться и по окончании четверти.
Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет,
академический концерт, контрольный урок.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся
в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных
занятий, т.е. по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в
рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.
По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация
обучающихся проводится в форме экзамена в рамках промежуточной
(экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с
обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об
окончании образовательного учреждения.
При планировании промежуточной аттестации по учебным предметам
обязательной и вариативной частей учебного плана необходимо, чтобы по
каждому учебному предмету в каждом учебном полугодии была предусмотрена
та или иная форма промежуточной аттестации.
При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в
зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного
зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по
пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2
(неудовлетворительно).
При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для
обучающегося в один день планируется только один экзамен. Интервал между
экзаменами для обучающегося должен быть не менее двух-трех календарных
дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день промежуточной
(экзаменационной) аттестации.
Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной)
аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного
процесса. На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию
составляется утверждаемое руководителем образовательного учреждения
расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и
педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные
задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году.
Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень составляются на
основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные
разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений
обучающегося. Экзаменационные материалы и/или репертуарный перечень
должны полно отражать объем проверяемых теоретических знаний,
практических умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов
и/или репертуарные перечни разрабатываются преподавателем
соответствующего учебного предмета, обсуждаются на заседаниях отделов
(отделений) и/или методического совета и утверждаются заместителем
директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения
промежуточной (экзаменационной) аттестации.
При проведении экзамена по теоретическим или историческим учебным
предметам могут быть применены вопросы, практические задания, тестовые
здания. При этом формулировки вопросов и тестовых заданий должны быть
четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. До
экзамена содержание экзаменационных заданий обучающимся не сообщается.
В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается
вид проведения экзамена по учебному предмету (академический концерт,
исполнение концертных программ, прослушивание, творческий показ,
письменная работа, устный опрос).
К началу экзамена должны быть подготовлены те или иные документы:
- репертуарные перечни;
- экзаменационные билеты;
- практические задания;
- наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к
использованию на экзамене методическим советом;
- экзаменационная ведомость.
Экзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего
отдела (отделения), в том числе преподавателем, который вел учебный предмет,
кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены
руководителем образовательного учреждения.
- На выполнение задания по билету обучающимся отводится заранее
запланированный объем времени (по теоретическим и историческим учебным
предметам – не более одного академического часа).
Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:
- определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного
учебной программой по учебному предмету;
- оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при
выполнении практических задач;
- оценить обоснованность изложения ответа.
- Качество подготовки обучающегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4
(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
Оценка, полученная на экзамене, заносится в экзаменационную ведомость (в
том числе и неудовлетворительная).
По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому
обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и
повторной сдачи экзамена должны быть определены в локальном нормативном
акте образовательного учреждения "Положение о текущем контроле знаний и
промежуточной аттестации обучающихся".
Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах: 5 (6), в
соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация
проводится по утвержденному директором школы расписанию.
Итоговая аттестация проводится за пределами аудиторного времени.
Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
включающие методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения, навыки. По итогам исполнения выставляются оценки по пятибалльной
шкале.
И