ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Программа «Земля – наш дом» организуется в форме кружка и имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

 

Педагоги

Абубякирова Няфисе Усмановна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории 

Содержание программы

1. Введение

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» 


2.Дикие животные 
Заяц – «Длинное ухо»
Лисица. «Лиса 
Патрикеевна»
Серый хищник – волк 
Хозяин леса – медведь 
Любознательный зверёк-белка
Куница – охотник на белок 
Лесной красавец – лось
Сердитый недотрога- ёж
Подземный житель – крот 
Всеядное животное – барсук 
Бобр-строитель 
Запасливый бурундук 
Кабан – дикий родственник домашней свиньи 
Мышка-норушка
Рысь – родственник кошки 
Соболь – «дорогой» зверёк
Тигр – самая большая кошка на Земле 
Косуля – самый маленький европейский олень 


Обобщающие занятие о диких животных 


3. Пернатые жители 
Воробей – самая распространённая птица на Земле 
Ворона – «интеллектуальная» птица 
Ворон – красивая, умная птица 
Сорока-белобока – «лесная сплетница» 
«Лесной доктор» – дятел 
Соловей – «великий маэстро» 
Галка – городская птица 
Загадочная птица – кукушка 
«Пернатая кошка» – сова 
Любимая птица – снегирь 
«Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России 
Наш добрый сосед – скворец
«Золотая птица» – иволга 


Обобщающее занятие о птицах 

 

Цели программы

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

Обучающие:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Воспитательные:

1. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

2. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Развивающие:

1. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

2. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

4. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Результат программы

К концу обучения по пргграмме обучающиеся должны знать и уметь:

- наиболее типичных представителей животного мира России,

- какую пользу приносят представители животного мира;

- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля – наш большой дом;

- Солнце – источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экологически сообразные правила поведения в природе.

-узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-составлять экологические модели, трофические цепи;

-доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

 

Особые условия проведения

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей- теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Материально-техническая база

Рабочие столы для обучающихся, стол для педагога, стулья для обучающихся, стул для педагога, раковина с краном, бак для мусора, шкаф или полки для методических пособий, художественного материала и работ обучающихся. Стенд для выставочных работ обучающихся.