ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ

    В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

     

    Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

     

    Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

     

    Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одной из главных задач новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

     

    Педагоги

    Ябубякирова Нафиса Усмановна

    Содержание программы

    1. Введение

    Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» 1/0/1
    2.Дикие животные 9/10/19
    Заяц – «Длинное ухо»0,5/0,5/1
    Лисица. «Лиса 0,5/0,5/1
    Патрикеевна»0,5/0,5/1
    Серый хищник – волк 0,5/0,5/1
    Хозяин леса – медведь 0,5/0,5/1

    0,5
    0,5
    1
    Любознательный зверёк -белка
    Куница – охотник на белок 0,5/0,5/1
    Лесной красавец – лось 0,5/0,5/1
    Сердитый недотрога- ёж 0,5/0,5/1
    Подземный житель – крот 0,5/0,5/1
    Всеядное животное – барсук 0,5/0,5/1
    Бобр-строитель 0,5/0,5/1
    Запасливый бурундук 0,5/0,5/1
    Кабан – дикий родственник домашней свиньи 0,5/0,5/1
    Мышка-норушка 0,5/0,5/1
    Рысь – родственник кошки 0,5/0,5/1
    Соболь – «дорогой» зверёк 0,5/0,5/1
    Тигр – самая большая кошка на Земле 0,5/0,5/1
    Косуля – самый маленький европейский олень 0,5/0,5/1
    Обобщающие занятие о диких животных 1/0/1
    Пернатые жители 7/7/14
    Воробей – самая распространённая птица на Земле 0,5/0,5/1
    Ворона – «интеллектуальная» птица 0,5/0,5/1
    Ворон – красивая, умная птица 0,5/0,5/1
    Сорока-белобока – «лесная сплетница» 0,5/0,5/1
    «Лесной доктор» – дятел 0,5/0,5/1
    Соловей – «великий маэстро» 0,5/0,5/
    Галка – городская птица 0,5/0,5/1
    Загадочная птица – кукушка 0,5/0,5/1
    «Пернатая кошка» – сова 0,5/0,5/1
    Любимая птица – снегирь 0,5/0,5/1
    «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России 0,5/0,5/1
    Наш добрый сосед – скворец 0,5/0,5/1
    «Золотая птица» – иволга 0,5/0,5/1
    Обобщающее занятие о птицах 1/0/1

     Итого: 36

    Цели программы

    1. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

    2. Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

    3. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

    4. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

    Результат программы

    Обучающиеся должны уметь

    - наиболее типичных представителей животного мира России,

    - какую пользу приносят представители животного мира;

    - некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

    - планета Земля – наш большой дом;

    - Солнце – источник жизни на Земле;

    - неживое и живое в природе;

    - основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

    - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

    - самоценность любого организма;

    - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

    - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

    - организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

    - условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

    - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

    - способы сохранения окружающей природы;

    - что такое наблюдение и опыт;

    - экологически сообразные правила поведения в природе.

    -узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

    -ухаживать за домашними животными и птицами;

    -выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

    -применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

    -составлять экологические модели, трофические цепи;

    -доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

    -заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

    -предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

    -осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

    -наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

    -оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, рисунков, описаний, выводов;

    - ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

     

    Особые условия проведения

    Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

    Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

    Технологии, методики:

    уровневая дифференциация;

    проблемное обучение;

    моделирующая деятельность;

    поисковая деятельность;

    информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии.

    Виды деятельности

    игровая деятельность;

    познавательная деятельность;

    проблемно-ценностное общение;

    художественное творчество;

    трудовая деятельность.

    Формы воспитательной деятельности

    Ведущей формой организации занятий является групповая.

    Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей- теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит из заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

    Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

    Материально-техническая база

    Учебно методические пособия