«Культура, традиции и обычаи татарского народа»

Изучение образовательного запроса в образовательных учреждениях города Димитровграда Ульяновской области в отношении изучения татарского языка и культурных традиций народа показало, что респонденты высказали пожелания изучать родной язык в рамках внеклассной работы, кружковых, факультативных занятий, способствующих формированию языковых навыков для общения в семье с представителями старшего поколения, в быту, в общении со сверстниками.

Педагоги

Фисханова Зоя Михайловна

Содержание программы

Раздел I

"ТАТАРСТАН – МОЯ РОДИНА, ПРЕДКОВ ОЧАГ...«

Многонациональный Татарстан. Татарский народ и его предки.

 Раздел II

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ Татарстана.

 Государственный флаг и герб татарского народа. Сказаньем встает Казань – столица равного средь равных Татарстана. Как начиналась Казань.

 Раздел III

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.

Татарское устное народное творчество. Сказки как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных ). Сказки «Хитрая лиса», «Ябедник», «Золотое яблоко», «Медведь и старик». Легенды как священное преданье, поверье о чудесном событии.

Татарские песни. Исторические, лирические, детские. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры.

 Раздел IV

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Народные праздники татар. Сабантуй –праздник людей ударного труда. Традиции сабантуя. Нардуган – свадьба дьявола. Нардуганский цикл танцев татар-кряшен.

 Раздел V

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Орнамент казанских татар – яркая страница художественного творчества татарского народа. Техника ювелирных украшений татар. Чеканка, литье, гравировка – основные виды ювелирной техники. Татарская вышивка. Техника вышивки татарских рукодельниц. Керамика – древнейший вид творчества. Кожаная мозаика.

Раздел VI

Быт и традиции татарского народа.

Костюм казанских татар. Основные тенденции развития татарского народного костюма.

Национальные традиции татарской кухни.

Раздел VII

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ТАТАРСТАНА.

Становление и развитие изобразительного искусства

Татарстана. Начало жизненного пути татарского художника Б. И. Урманче.

Творчество художников Татарстана.

 Раздел VIII

АРХИТЕКТУРА И ЗОДЧЕСТВО.

Традиции средневековой архитектуры казанских мечетей.

Типы мечетей: квартальные, джами, мечети-медресе, Главный Джами. Композиционные разновидности мечетей: мобильные, мечети с минаретом над входом, мечети с минаретом на крыше.

Раздел IX

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТАТАРСКОГО НАРОДА.

Татарская музыка. Музыкальный фольклор. Баит –песня-сказ о событиях жизни.

Мунаджаты – музыкально-поэтический жанр, имеющий характер монолога-размышления.

Султан Габяши: композитор и время. Музыкальные пьесы С. Габяши: "Кайгы«.«Яшьлек», опера "Сания«.

Искренняя, душевная музыка Салиха Сайдашева.

Назиб Жиганов-личность № 1 в татарской музыке. Фуат Мансуров о Назибе Жиганове

 Раздел X

ТЕАТР–И ЗРЕЛИЩЕ, И ШКОЛА ДЛЯ НАРОДА.

Рождение театра. Труппа «Сайяр»-первая труппа мусульманских актеров.

Габдулла Кариев –режиссер и актер, театральный педагог.

Театр имени Галиаскара Камала- поистине народный театр.

Татарский академический театр оперы и балета имени М. Джалиля.

 Раздел XI

РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ И ВЕРОВАНИЯ.

Религия волжских булгар. Ислам. Происхождение и распространение.

Мусульманское вероучение. Основные догматы веры. Вероучительные источники ислама – Коран и Сунна.

Мусульманские обряды и праздники. Ислам в Татарстане.

 Раздел ХII

ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА.

Гаяз Исхаки –выдающийся классик татарской литературы, талантливый драматург и крупнейший политический деятель общественной мысли.

Хади Атласи – историк, педагог, яркий представитель татарской интеллигенции.

Ризаэддин Фахрутдинов – выдающийся мыслитель, писатель журналист.

Садри Максуди – признанный ученый, видный государственный деятель, одна из выдающихся личностей нашего времени.

 Раздел XIII

СОВРЕМЕННАЯ ТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Цели программы

Основная цель творческого объединения – приобщение учащихся к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней.

Результат программы

К окончанию курса ученик получит возможность научиться:

называть историческую версию названия города Казань;

рассказывать о достопримечательностях города Казани;

называть народы, издревле заселявших данную местность, находить сходство в их обычаях;

рассказывать о прославленных людях татарского народа;

использовать элементы национального фольклора (потешки, считалки, заклички ) в играх и жизни;

понимать устную разговорную речь, вступать в диалог;

рассуждать и доказывать значимость татарского народа для всей страны;

работать с информационными средствами;

слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском языке;

открыто выражать и отстаивать свою позицию.

Особые условия проведения

Регулярное посещение занятий

Материально-техническая база

Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

Стоимость

Обучение бесплатное