Волшебный глобус

    • (12)

    Данная программа ориентирует преподавателя на развитие у школьников знаний об экологии своей малой родины, на формирование экологического сознания учащихся через познание экологического состояния природы той местности, где они живут.

    Содержание программы

    Природа нашей местности 16 часов

    Предмет и задачи курса «Волшебный глобус».

    Значение экологических знаний в жизни человека. Особенности природы р.п.им.В.И.Ленина, ее богатство и разнообразие, географическое положение села, внутренние воды, растительный и животный мир, экологические проблемы. Понятие экосистемы. Экологические факторы. Понятие антропологического фактора. Практическая работа. Подготовка природного материала для общебиологических исследований.

    Наша экологическая тропа 18 часов

    Определение маршрута. Составление карты-схемы. Описание экосистем данного маршрута. Определение объектов для исследовательской деятельности. Практическая работа «Подготовка экскурсовода для проведения маршрута с объяснением биолого-экологических объектов».

    Воздушная оболочка нашей местности 20 часов

    Методы оценки качества среды. Оценка качества среды методами биоиндикации. Оценка качества воздуха. Знакомство с методиками, позволяющими определить уровень загрязнённости воздуха. Анализ полученных результатов исследований.

    Лабораторная работа: Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха с помощью лишайников [6].

    Исследовательская работа: Определение количества потребляемых энергоресурсов и выбрасываемого CO2.[6].

    Лесные богатства села 18 часов

    Общая характеристика лесных экосистем, кустарников и полукустарников, их структуры и свойств. Характеристика лесных фитоценозов (лекарственных растений). Методы геоботанических исследований. Методы описания пробных площадок. Уникальность лесов села: видовое разнообразие, наличие эндемиков, редких и ценных пород. Виды древесных

    пород, занесенные в Красную книгу. Роль лесничества в сохранении и приумножение лесных богатств. Проведение природоохранных акций: «Сохраним окружающую природу», «Я и природа», «Моя малая родина».

    Практические работы: 1. Описание лесного фитоценоза [6].

    2. Фенологические наблюдения в лесу [5].

    3. Подбор материалов о краснокнижных растениях леса.

    Радиационное загрязнение окружающей среды 30 часов

    Понятие радиация, её виды. Выполнение исследовательской работы по радиоактивному загрязнению воздуха. Влияние радиации на здоровье человека. Болезни человека, вызванные радиоактивным загрязнением.

    Исследовательская работа:Сосна в качестве тест-объекта в радио- и общеэкологических исследованиях. Мониторинг радиоактивного загрязнения [5].

    Агроклиматические ресурсы села 10 часов

    Понятие почвы, ее свойств. Плодородие. Характеристика почв природно-хозяйственных зон села. Преобладающие типы почв на территории села. Особенности климата.

    Практическая работа: 1. Работа с почвенной картой-схемой.

    2. Исследование механического состава различных типов почв [5].

    Водные ресурсы села 20 часов

    Общая характеристика водных экосистем; биоценоз водоемов. Методики описания реки, родника. Методы изучения биоценоза водоемов. Биоиндикация вод села.

    Малые реки, ее обитатели и экология. Пруды. Подземные воды.

    Исследовательская работа: 1. Описание родника. Мониторинг состояния родника – охраняемого объекта нашего села.

    Практические работы: 1. Описание речки.

    2. Изучение биоценозного водоема [6].

    3. Работа с литературой. Подготовка сообщений о водоемах.

    4. Сравнительный анализ состояний водных

    Биоценозов [6].

    Антропогенное влияние на природу села 12 часов

    Проблемы химического, физического и биологического загрязнения атмосферы, почв, водных ресурсов села. Последствия данного воздействия.

    Цели программы

    Привитие учащимся любви к своей малой родине, бережного отношения к природе, углубление их экологических знаний, вовлечение в исследовательскую деятельность, воспитание экологической культуры личности.

    Результат программы

    Учащиеся должны знать: природу родного села, (флору, фауну, агроклиматические ресурсы, важнейшие экосистемы, охраняемые территории и объекты); антропогенное влияние на природу, приемы рационального природопользования, методики.

    Учащиеся должны уметь:

    1) проводить мониторинг, анализировать и систематизировать полученные данные, давать оценку состояния окружающей среды, прогнозировать;

    2) работать с определителем, вести дневники наблюдений, обрабатывать собранные материалы для написания творческих работ, рефератов, экопроектов;

    3) пропагандировать полученные знания, готовить доклады на открытые заседания, выступать на экологических конференциях, организовывать и проводить массовые мероприятия с младшими школьниками.

    Особые условия проведения

    Особых условий для реализации программы не требуется 

    Материально-техническая база

    Учебный кабинет, литература, карты, компьютер с выходом в сеть Интернет, проектор