Юный химик

    Данная программа предполагает подготовку обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Основным же средством подготовки выступают так называемые практические работы исследовательского характера (ПРИХ).

    Дальнейшая подготовка школьников к организации самостоятельных исследований по химии (в 8–11-х классах) может осуществляться как на уроках химии, так и на занятиях объединения дополнительного образования, факультатива, предпрофильного (элективного) или профильного курсов или же в рамках работы научно-исследовательского общества старшеклассников. Если такая подготовка осуществляется на занятиях химического кружка, то в 8-м классе выбирается общая для всех кружковцев тема исследования. Это исследование – учебное, на котором учащиеся знакомятся с исследовательскими процедурами. В 9-м классе обучающимся предлагается уже самостоятельно выбрать темы исследования, а осуществлять работу в малых группах по 2–3 человека. В старшей школе учащиеся индивидуально формулируют и разрабатывают тему своего исследования.

    Содержание программы

    Программа включает три блока.

    Первый посвящен основным химическим понятиям. Здесь учащиеся повторяют полученный ранее материал (если первоначальные химические понятия изучались в 5-6 классах, например, в курсе естествознания) и осваивают новый.

    Второй раздел помогает овладеть ребятам необходимыми умениями работы в химической лаборатории.

    Третья тема включает набор занимательных опытов по химии.

     

    Цели программы

    - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту

    – формирование химической компетенции школьников в ходе подготовки к индивидуальной научно-исследовательской деятельности в старших классах. Реализация программы позволит формировать и ключевые компетенции школьников, что, безусловно, положительно повлияет на личность воспитанников.

    Результат программы

    Учащиеся должны 

    знать/понимать:

    * правила безопасной работы в кабинете химии;

    * правила обращения с веществами;

    * правила работы с лабораторным оборудованием;

    * порядок организации рабочего места.

    уметь:

    * выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;

    * оказывать меры первой помощи;

    * определять цель, выделять объект исследования;

    * наблюдать и изучать явления и свойства;

    * описывать результаты наблюдений;

    * создавать необходимые приборы;

    * представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

    * составлять отчет;

    * делать выводы;

    * обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

    * осуществлять проектную деятельность.

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    * для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;

    * экологически грамотного поведения в окружающей среде;

    * безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

    * формирования высокой культуры отношения к природе;

    * критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

    Особые условия проведения

    Особых условий для реализации программы не требуется

    Материально-техническая база

    Для проведения занятий потребуется кабинет химии, в котором имеется вытяжной шкаф, раковина с холодной водопроводной водой и необходимые для экспериментов оборудование и реактивы. Кроме того, для организации занятий в старших классах необходимо несколько персональных компьютеров с выходом в Интернет (для этого могут быть предусмотрены

    занятия в компьютерном кабинете школы). Для подготовки необходимого оборудования и материалов можно привлекать лаборанта кабинета химии или старшеклассников из числа наиболее подготовленных.