Пятый элемент (краеведение)

    Формы организации деятельности: экскурсии, олимпиады, викторины, конкурсы, проекты, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности учащегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами.

    Виды деятельности: познавательная, досугово – развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение.

    Содержание программы

    Программа включает 7 разделов:

    Тема 1. История моей семьи

    Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней. Генеалогия. Участие родственников в исторических событиях.

    Тема 2. Нумизматика

    Знакомство с историческим источником «нумизматикой».

    Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) что такое аверс (лицевая сторона монеты), реверс (оборотная сторона монеты), гурт (ребро монеты), легенда (надпись на монете).

    Тема 3. Сфрагистика

    Знакомство с особенностями печатей как исторического источника, их внешним видом и способами изготовления. Использовать знания и умения, приобретенные школьниками при изучении геральдики. Довести до учащихся, что печать – это знак, удостоверяющий подлинность документа или полномочия владельца. Печать – исторический источник.

    Тема 4. Топонимика

    Знакомство с историческим источником «Топонимика» Связь географических названий с историей. Топонимика нашего края.

    Тема 5. Историческая метрология

    Знакомство с исторической дисциплиной метрология, исторической дисциплиной хронология. Меры длины, веса, объема. Год, месяц, эра, наша эра, календарь, календари древности, система летосчисления.

    Тема 6. Хронология

    Время прошлого. Представление о летоисчислении. Год, месяц, эра, наша эра, календарь, календари древности, система летосчисления.

    Тема 7. Наш край

    Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод. Ведение музейной документации. История города. Посещение краеведческого музея. «Город прежде», «Город сегодня». Акция «Серия фотографий», «Виды родного города». Выставка по итогам акции «Виды родного города». Экспозиция «Город прежде», «Город сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям уголка. Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества. Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций. Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями. Пополнение экспозиции. Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними. Пополнение экспозиции. Символика города и края. История сибирской символики. История создания герба и флага. Изучение военной истории края, основные боевые действиями на территории нашего края в ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии. Пополнение экспозиции. Тематическая выставка. Встреча с участниками и ветеранами ВОВ. Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий. Фотосессия: «Портрет (ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны) на фоне города». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа». «Чтобы помнили». Ознакомление с экспозицией (выпускники нашей школы, погибшие в Великой Отечественной войне). «Экология края». Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения. Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.

    Цели программы

    Способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении

    Результат программы

    ПРЕДМЕТНЫЕ

    * применение основных хронологических понятий, терминов;

    * определение и использование исторических понятий и терминов;

    * использование сведений из исторической карты как источника информации;

    * описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

    * высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

    * поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных

    памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

    * анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

    * сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

    * использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

    * сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

    * определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

    * систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; – определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

    - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

    - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

    ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    - формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

    - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    - изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

    - следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

    - формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

    - проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.

    Особые условия проведения

    Особых условий для реализации программы не требуется 

    Материально-техническая база

    Компьютер, видепроектор