Направленность дополнительной общеобразовательной программы.
Дополнительная общеобразовательная программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа способствует подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе, формирует определённый запас знаний, и в первую очередь, навыки чтения и умение достаточно свободно и правильно говорить.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы.
Программа отвечает современным задачам подготовки дошкольника к школе, ее актуальность заключается в глубоком, планомерном развитии речи детей и обучении их чтению. Это продуктивная деятельность ребенка, в процессе которой формируется осознанное отношение к языку.
Новизна программы состоит в определении универсальных учебных действий при обучении чтению детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Педагогическая целесообразность программы.
В основе программы лежит идея последовательного формирования навыков слогового чтения у ребенка дошкольного возраста, развития мышления, внимания, речи и воспитание социально-адаптированной личности ребенка. Каждая образовательная деятельность – новый шаг в познании. А познание это происходит как через восприятие речи, так и через практическую деятельность ребенка.
Принципы построения дополнительной общеобразовательной программы
Программа составлена на основе традиционных дидактических принципов, которые отражены в дошкольной педагогике.: доступности, наглядности, связи теории с практикой, от простого к сложному и т.п.
Задачи программы:
Образовательные :
Совершенствовать речь, как средство общения;
Упражнять детей в согласовании слов в предложении;
Дать представление о предложении;
Учить делить слова с открытыми слогами на части;
Учить составлять слова из слогов;
Учить выделять последовательность звуков в простых словах;
Учить различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки;
Учить определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных ; количество звуков в слове ; выделять ударный слог ;
Учить соотносить слышимое и произносимое слово со схемой – моделью;
Развивающие:
Развивать связанную речь;
Развивать фонематическое восприятие звука;
Развивать умение использовать в своей речи разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;
Развивать умения составлять рассказы по сюжетным картинкам;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Приобщать детей к чтению художественной литературы;
Расширять словарный запас;
Воспитательные:
Воспитывать культуру речевого общения;
Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность и корректное отношение к собеседнику;
Воспитывать внимание;
Воспитывать организованность и самостоятельность;
Воспитывать интерес к чтению;
Программа способствует закреплению у детей уже полученных представлений об окружающем мире, получению новых знаний о звуках, словах, предложениях.
Структура программы:
Изучение материала проходит поэтапно по двум разделам:
1.Обучение осознанному чтению;
2.Развитие речи;
-формирование словаря;
-звуковая культура речи;
-формирование грамматического строя речи;
-подготовка к обучению грамоте;
Программа рассчитана на два года обучения в количестве 128 часов.
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня по 25-30 минут.
Предполагаемая наполняемость групп 10-15 человек.
Планируется провести 64 занятия за учебный год.
Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность.