Классический танец

Развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Педагоги

Фирсова Елена Николаевна, преподаватель высшей квалификационной категории

Содержание программы

Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.

Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Подготовка концертных номеров». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании, и к учебному процессу учебного заведения с профессиональной ориентацией.

Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности индивидуальности

Цели программы

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций различных жанров и форм в соответствии с ФГТ, а также выявление наиболее одаренных детей в области хореографического исполнительства и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего и высшего профессионального образования в области хореографического искусства.

Результат программы

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения
программы учебного предмета «Классический танец», который
определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков,
таких, как:
знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на
сцене;
знание балетной терминологии;
знание элементов и основных комбинаций классического танца;
знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,
танцевальных комбинаций;
знание средств создания образа в хореографии;
знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических
выразительных средств;
умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
умение исполнять элементы и основные комбинации классического
танца;
умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,
сохранять рисунок танца;
умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
умения выполнять комплексы специальных хореографических
упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;
умения соблюдать требования к безопасности при выполнении
танцевальных движений;
навыки музыкально-пластического интонирования;
навыки сохранения и поддержки собственной физической формы;
навыки публичных выступлений.

Особые условия проведения

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы "Классический танец"
включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и
итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях:
контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и
т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде
просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках
промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных
занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся
определяются образовательным учреждением на основании ФГТ.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.

Материально-техническая база

Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам
последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении
материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к
сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика:
интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные,
уровень его подготовки.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из
накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне
расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности,
учебного предмета «Классический танец».
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются
основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног,
рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса,
укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных
навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать
движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории
возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах,
композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно
демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать
ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал),
цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического
наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в
самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого
воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей,
просмотр видео материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в
занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной
цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения
танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения
определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных
хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально
необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать
технические трудности при тренаже классического танца и разучивании
хореографического произведения.
Исполнительская техника является необходимым средством для
исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно
стимулировать работу ученика над совершенствованием его
исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой
отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и
стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение
слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся.
Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во
время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.
Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над
его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка,
техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности
- должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и
быть предметом постоянного внимания преподавателя.
В работе над хореографическим произведением необходимо
прослеживать связь между художественной и технической сторонами
изучаемого произведения.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее
развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят
непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом,
глубоко продуман план урока.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся
календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом.
В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с
приложением краткой характеристики работы данного класса. При
составлении календарно-тематического плана следует учитывать
индивидуально - личностные особенности и степень подготовки
обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те
движения, которые доступны по степени технической и образной сложности.
Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны
быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с
особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.