Особенностью построения образовательной программы «Шахматы» является изучение в ряде случаев одних и тех же тем на разных этапах обучения. Это придает программе возвратно-поступательный характер. Реализуется дидактический прием «от простого к сложному».
В процессе обучения выделены четыре этапа: ознакомительный, подготовительный, формирующий, развивающий.
Программа строится на принципах созидательности, творческой активности, самостоятельности ребенка; коллективости, сотрудничества взрослых и детей, сотрудничества и совместного поиска; с учетом возрастных и психофизичексих особенностей детей. Интеллектуальное развитие начинающих шахматистов неразрывно связано с изучением теории шахматной игры. Целью программы является приобщение детей к игре в шахматы, развитие их логических способностей и интеллекта. Методология программы: словесные, практические и индивидуальные задания, наглядные методы и методы контроля. Формы работы: игра, соревнования, блиц-турниры.