Расти здоровым

Дополнительная общеразвивающая программа «Расти здоровым» является модифицированной краткосрочной.

 

Направленность – социально-педагогическая.

Уровень программы –стартовый.

 

Задачи:

· Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания.

· Убеждение обучающихся в зависимости здоровья человека от его образа жизни, социального благополучия, психологического комфорта окружающей среды и внутренней гармонии.

· Ознакомление с теоретическими знаниями и практическими навыками здорового образа жизни.

· Содействовать воспитанию твёрдой позиции отказа от действий и поведения, опасных для здоровья и жизни.

 

Актуальность. Программа «Расти здоровым» ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по культуре гигиены, физической активности, питания, сохранения гармонии с окружающим миром. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, обучение навыкам здоровьесбережения, формирование ценностного отношения к жизни и здоровью – одна из главнейших задач образовательных учреждений в современном обществе.

 

Отличительные особенности программы. Занятия, в ходе которых реализуется Программа, своим обязательным компонентом имеют различные способы и методы убеждения обучающихся в уникальности человеческого организма и необходимости охраны своего здоровья для полноценной и успешной жизни. Гораздо эффективнее учить детей выполнять необходимые правила ЗОЖ, когда они убеждены в важности здорового функционирования отдельных органов и организма в целом.

Адресат программы. Программа ориентирована на обучающихся 1 – 5 классов. Именно в этот период у ребенка развивается осознанное ценностное отношение к здоровью, закладываются и закрепляются основные навыки культуры здорового образа жизни.

Объем программы. Программа является краткосрочной, рассчитанной на 26 часов. Занятия проходят один раз в неделю по 2 часа.

Срок освоения программы: 3 месяца

Режим занятий:

· периодичность – 1 занятие в неделю

· продолжительность занятия – 90 минут

· продолжительность перерыва для отдыха – 15 минут

 

Педагоги

Лещинская Наталья Владимировна-педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Что значит быть здоровым?

Цель: формирование у школьников заинтересованности к изучению правил гигиены и здорового образа жизни.

Задачи:ознакомление с содержанием занятий объединения;

§ посредством фотоматериала, занимательной информации и прочих средств раскрыть необходимость изучения правил гигиены и приобретения навыков сохранения и укрепления своего здоровья;

§ диагностика уровня гигиенических знаний.

Теория: Задачи объединения. Краткий обзор изучаемого материала. Структура занятий. Техника безопасности. Валеология.

Оборудование: фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал.

Формы и методы: рассказ, беседа, демонстрация, игра, приёмы проблемного обучения, фантазийный рисунок.

Ожидаемый результат:

§ возникновение определённого интереса к изучению валеологии

Формы контроля: анкетирование, игровые задания, активность участия в беседе.

 2. Дружи с водой

Цель: обеспечение понимания ребятами важности воды для сохранения здоровья; привитие элементарных гигиенических навыков.

Задачи:

§ посредством иллюстраций, занимательной информации и прочих средств раскрыть значение воды для живого организма и её роль в сохранении здоровья человека;формирование навыков мытья рук, ознакомление с правилами мытья тела;способствовать расширению кругозора и представлений о воде, в т.ч. питьевой.

Теория:2.1. Для чего нужна вода? Чистая вода – лучший напиток. Содержание воды в нашем организме. Свойства воды.

2.2. Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и мыло. Гигиена тела. Гигиенические принадлежности: какими они должны быть. Правила мытья тела и рук.

Оборудование: учебная таблица «Живая клетка".

Формы и методы: рассказ, беседа, демонстрация, игра, приёмы проблемного обучения, фантазийный рисунок, практические упражнения.

Ожидаемый результат:

§ правильное выполнение гигиенических водных процедур;

§ наличие знаний о роли воды для организма и здоровья человека.

Формы контроля: игровые задания, правильность выполнения гигиенических процедур.

 3. Наше тело. Будем здоровы!

Цель: привитие навыков ухода за своим телом для сохранения здоровья.

Задачи: формирование представлений о взаимосвязи строения органов тела человека и выполняемыми ими функций;

§ создание условий для научения и развития практических навыков гигиены и здорового образа жизни;

§ содействовать воспитанию навыков безопасного поведения;

 

Теория. 3.1. Зрение и глаза. Гимнастика для глаз Предупреждение болезней глаз. Роль зрения. Строение глаза.

3.2. Слух – большая ценность для человека. Чтобы уши слышали Роль слуха.

3.1. Значение зубов. Молочные и постоянные зубы. Строение зуба. Резцы, клыки, коренные (малые и большие). Дёсны: значение и строение. Причины возникновения болезней зубов и дёсен. 

3.4. Зачем человеку кожа. Забота о коже. Значение кожи. Строение кожи.

3.5. Скелет – наша опора. Осанка. Чтобы осанка была красивой. Что такое скелет. Обзор строения скелета человека. Суставы. Значение скелета. Мышцы. 

Практика: Опыт по изменению размера зрачка. Гимнастика для глаз. Опыт по установлению слуховой чувствительности. Упражнения.

Оборудование: учебные таблицы, иллюстрации, перевязочный медицинский материал.

Формы и методы: рассказ, беседа, демонстрация, игра, приёмы проблемного обучения, практические упражнения.

Ожидаемый результаты: выполнять рассмотренные гигиенические процедуры и оздоровительные упражнения; знание правил безопасности при обращении с предметами, которые могут нанести повреждения организму, а также правил ПМП при ранениях, ожогах, повреждениях костей и мышц.

Формы контроля: игровые задания, правильность выполнения гигиенических процедур и оздоровительных упражнений, беседа.

4. Здоровьесберегающее поведение – каждый день!

Цель: способствовать формированию навыков рационального и здоровьесберегающего поведения как неотъемлемого фактора сохранения и укрепления здоровья.

Задачи: создание условий для понимания детьми важности ежедневного соблюдения правил здоровьесберегающего поведения;

-с принципами здоровьесберегающего поведения;

-мотивация детей на соблюдение правил сохранения и укрепления здоровья.

Теория:

4.1. Питание – необходимое условие жизни человека. Здоровая пища.

4.3. Закаляйся, если хочешь быть здоров! Закаливание. Обтирание. Обливание. Правила закаливающих процедур. Признаки здорового закалённого человека.

Практика: Практические упражнения «Завтрак чемпиона», «Сытный и полезный обед», «Ужин – врагу?!». 

Оборудование: учебные таблицы «Пищеварительная система», иллюстрации.

Формы и методы: рассказ, демонстрация.

Цели программы

Содействие формированию ценностного отношения к здоровью и элементарных навыков культуры здорового образа жизни.

Результат программы

Уровни воспитательных результатов:

· Первый уровень результатов – приобретение обучающимся знаний об основах здоровьесбережения.

· Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения обучающегося к таким базовым ценностям общества как жизнь человека, здоровье, социальный успех, труд, благоприятная окружающая среда.

· Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного действия по сохранению и укреплению здоровья, обеспечению своего гармоничного сосуществования с окружающим миром.

 

Обучающийся научится:

ü ценностному отношению к жизни и здоровью, уникальности человеческого организма;

ü рассматривать культуру здорового образа жизни как неотъемлемую часть культуры человека и общества;

ü аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи поведения человека и качества его жизни и здоровья, взаимосвязи человека и окружающей среды

ü характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

ü оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

ü приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

ü использовать полученные знания и навыки для укрепления собственного здоровья, повышения уровня физического развития;

ü определять комплексы мероприятий по оздоровлению организма.

Обучающийся получит возможность научиться:

ü анализировать состояние своего здоровья;

ü ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

ü анализировать и оценивать свои действия и поступки по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

ü рационально планировать режим дня;

ü осуществлять комплексы оздоровительных мероприятий с учетом имеющихся индивидуальных особенностей здоровья;

ü предвидеть и анализировать последствия возможных опасных для жизни и

здоровья ситуаций;

ü руководствоваться правилами профилактики травматизма и различных заболеваний.

Особые условия проведения

Ценностные ориентиры Программы:

· Приоритет жизни и здоровья человека

· Здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия

· Здоровье молодого поколения как показатель физического и нравственного состояния общества

· Здоровый образ жизни как неотъемлемая часть жизни современного успешного человека

 

Принципы реализации Программы:

§ Использование форм и методов, соответствующих возрасту и индивидуальных особенностям обучающихся.

§ Обеспечение комфортной эмоционально-психологической атмосферы занятий, создание обстановки увлечённости, заинтересованности и доброжелательности.

§ Аргументация и практическая доказательность уникальности человеческого организма и необходимости охраны здоровья для полноценной и успешной жизни.

§ Единство воспитания, обучения, развития.

§ Создание условий для развития навыков самостоятельной деятельности обучающихся.

§ Практико-деятельностная основа занятий объединения дополнительного образования.

Форма проведения занятий: групповая.

1.1. Формы аттестации

· Итоговая игра-викторина «Здоровьем дорожить умейте!»
· Тестовые и практические задания

2. Литература

 1. Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва) / Под ред. чл.-корр. проф. В.Р. Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – 477 с.

2. Балабанова В.В. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2003. – 153 с.

3. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 64 с.

4. Винтовкина И. С. Девочке – подростку. – М.: «Медицина», 1988. – 56 с.

5. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2011. – 178

6. Гончаренко М.С. Основы валеологического питания: Учебное пособие. – «Бурун Книга», 2006. – 368 с.

7. Красикова И.С. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушения осанки, сколиозов и плоскостопия. - М.: КОРОНА-Век, 2007.

8. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 480 с.

9. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика. – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002. – 384 с.

10. ОБЖ. Основы безопасности жизни. Ежемесячный научно-методический и информационный журнал. – М.: «Русский журнал»

11. Организация работы по профилактике наркомании и токсикомании среди подростков Ульяновской области: Методические рекомендации в помощь педагогическим работникам / Под общ. ред. М. М. Балашова. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – 80 с.

12. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопасность пищевых продуктов. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 456 с.

формированию здорового образа жизни. 5 – 7 классы. – Мозырь: «Белый ветер», 2012. – 220 с.

16. http://festival.1september.ru/authors/104-289-750

17. http://www.roshumz.ru/

 

 

Материально-техническая база

Помещения:

§ учебный кабинет

§ спортзал (для физкультурно-оздоровительных упражнений)

§ актовый зал

Оборудование:

§ ученические столы и стулья (по количеству обучающихся)

§ компьютер

§ экран

§ проектор

§ аудио-усилители

§ доска (магнитная)

§ микроскоп

§ спортинвентарь (мячи, гимнастические палки, т.д)

§ принадлежности для гигиенических и оздоровительных процедур, т.д.

Дидактический материал:

§ иллюстрированные презентации

§ раздаточные тестовые задания и бланки

§ препараты живых клеток

§ тематические мультфильмы, фрагменты научно-познавательных фильмов, видео-ролики социальной рекламы, т.д.