Чувашский фольклор

В условиях многонационального общества идея воспитания детей в духе патриотизма, взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной.

Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяет глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Этнографические знания нужны каждому, они развивают широту взглядов человека на жизнь, способствуют выработке умения уважать материальную и духовную культуру и жизнь других народов. Изучение истории и культуру чувашского народа представляет неограниченные возможности для воздействия на духовный мир учащихся, формирование их взглядов и нравственных идеалов. Приобщение к национальным духовным культурным ценностям чувашского народа происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества ( народных песен, традиционных народных игр); устного народного творчества( сказки, легенды); с традиционными народными ремеслами( вышивание, аппликации); национальной одежды, кухней.

Кружковое объединение « Чувашский фольклор» помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, сформировать свой взгляд на мир и людей, максимально реализовать себя.

 

Рабочая программа кружкового объединения « Чувашский фольклор» разработан на основании нормативных документов:

- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 « Об образовании в РФ» № 273- ФЗ

- Приказ Минобрнауки РФот 29. 08.2013г. № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

- Концепция развития дополнительного образования детей от 4. 09.2014г. № 1726

-Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного общеобразовательного стандарта, на основе примерной программы внеурочной деятельности для 5-9 классов УИПКПРО авторов Т.В.Николаева, В.А. Архипова, г. Ульяновск Центр ОСИ 2015г.

Программа ориентирована на развитие духовно богатой, эстетически- нравственной личности ребенка, стимулирование его познавательной деятельности в ходе освоения культуры своего народа. Уровень освоения « Базовый уровень».

В решении задач развития творческих способностей подрастающего поколения художественному народному творчеству отводится сегодня всё более заметное место.

«Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров» – сказал в конце ХIХ века патриарх духовного возрождения чувашского народа И.Я.Яковлев. Фраза эта стала крылатой, которой отражал народ свои духовные ценности.

Фольклор создает сам народ, в нем складываются самобытные национальные формы, система художественных выразительных средств. Фольклор весьма важен для познания древних истоков его родной культуры. Чувашская культура в программе воплощается в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и поэтому интересен для детей. Особенно привлекает и то, что на кружках ребёнок может стать активным участником познавания своих корней. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, узнавать сказочных героев, участвовать в различных викторинах – все эти возможности предоставляет изучение чувашской культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

Педагоги

Шингарева Марина Васильевна

Содержание программы

Введение. Край, в котором мы живем.
8
Духовная культура чувашского народа.
38
Материальная культура чувашского народа.
20
Итоговые занятия
4
Итого:
70

Цели программы

Формирование у школьников к любви родного края.

- формирование интереса учащихся к национальной чувашской культуре, эстетическим, нравственно – этическим ценностям чувашского народа.

- развивать интерес к музыкальной культуре родного края,.

- изучение т р а д и ц и й и о б ы ч а ев, игр, скороговорок, дразнилок, легенд, былин чувашского народа.

- изучение богатства и многообразия материальной культуры чувашского народа- национальный костюм, вышивка и орнамент, узоры чувашского народа.

формирование у школьников к любви родного края.

- формирование интереса учащихся к национальной чувашской культуре, эстетическим, нравственно – этическим ценностям чувашского народа.

- развивать интерес к музыкальной культуре родного края,.

- изучение т р а д и ц и й и о б ы ч а ев, игр, скороговорок, дразнилок, легенд, былин ч у ваш ского народа.

- изучение богатства и многообразия материальной культуры чувашского народа- национальный костюм, вышивка и орнамент, узоры чувашского народа.

Результат программы

Овладение знаниями о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;

- расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересов чувашского народа.

- овладение произношением, исполнение песен на чувашском языке, соблюдение правильного ударения в словах текстов песен.

-пополнение знаний о композиции национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

- расширение знаний о традиционных календарных и семейно- обрядовых праздниках, особенностях их празднования;

- умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды;

Материально-техническая база

Школьный музей