Обучение игре на народных инструментах

Программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального музицирования у обучающихся младшего и среднего школьного возраста через обучение игре на русских народных инструментах. Этот вид деятельности является одной из самых доступных форм привлечения обучающихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие обучающихся в образовательном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке – залог интереса обучающегося к этому виду искусства.

Педагоги

Мендеев Георгий Петрович

Содержание программы

Раздел 1. Введение

Теория:

. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: Цели и задачи программы. Правила поведения обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Входная диагностика

Пракrика: просмотр видеоматериалов; диагностика

 

Раздел 2. Разбор новых произведений.

Теория: сведения о композиторе, времени, когда написано произведение, исполнительские сложности, особенности исполнения. Если есть возможность, то произведение прослушивается в записи.

Практика: новые произведения разбираются по частям или по тактам (в зависимости от сложности произведения). Если дирижер слышит неточности в исполнении той или иной группы инструментов, то останавливается на этом месте и отрабаты­вает его с группой до устранения неточностей.

 

Раздел 3. Динамические оттенки в произведениях.

Теория: воспитанникам рассказывают как обозначаются динамические оттенки в и как следует управлять звуком па инструменте.

Практика: «по рукам» дирижера (педагога) исполняются: р, mp, mf, f, crescendo, diminuendo.

 

Раздел 4. Темп и его изменения.

Теория: темп является одной из существенных сторон музыки. Каждой музыкальной пьесе присущ свой темп, обусловленный идей по эмоциональным содержанием, характерными жанровыми и стилистическими чертами, а также индивидуальным своеобразием произведения. Изменения темпа – способ музыкальной выразительности.

Практика: обозначений темпов огромное множество. Дирижер (педагог) показывает темп оркестру по такту. Задача обучающихся научиться определять темп «по рукам» дирижера. Изменение темпа в произведении также показывается дирижером. Чтобы уловить изменения темпа, обучающийся должен смотреть на дирижера и выполнять его требования.

 

Раздел 5. Штриховое многообразие.

Теория: каждое музыкальное произведение имеет свой характер, свою стилистическую особенность. Часто характер музыки выражается именно через штрихи (А. Лядов «Зайчик» штрих преимущественно staccato – отрывисто, К.Сен-Санс «Лебедь» -legato-плавпо). Также в оркестре народных инструментов встречаются специфические штрихи.

Практика: в каждом музыкальном произведении дирижер по партиям сверяет штрихи, предлагаемые в партитуре с исполняемыми. Дирижер (педагог) добивается правильности исполне­ния штрихов от разных групп инструментов.

 

Раздел 6. Ферматы.

Теория: фермата – знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты, аккорда или паузы. Фермата в нотах обозначается значком полукруг с точкой по середине. Продолжительность ферматы определяется ее выразительным значением в связи с жанром, стилем, характером музыки, а также интерпретацией и художественным вкусом исполнителя.

Практика: с помощью дирижерских жестов, воспитанники учатся слушаться «рук» дирижера (педагога) и исполнять ферматы в точности с требованиями дирижера.

 

 

Цели программы

Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области оркестрового исполнительства.

Результат программы

Предметные результаты:

- правила нотной записи, ключи, знаки сокращенного нотного письма; приемы игры на ухватах, пиле, косе, жалейке, свирели; составы оркестров русских народных инструментов и звучание отдельных групп инструментов; смешанные и однородные инструментальные составы ансамблей; культуру поведения артиста (во время концерта на сцене, за кулисами и в зале).

- читать нотную запись; играть, аккомпанировать на простых ударных народных инструментах; правильно вести себя во время выступления на сцене;

- уметь давать субъективную оценку музыкальному произведению; творчески относиться к занятиям музыкой;

- уметь свободно и уверенно держаться на сцене;

- овладеть навыками игры на народных инструментах; уметь самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8; уметь самостоятельно подобрать аппликатуру; владеть качественным звукоизвлечением;

- +обладать развитым чувством ритма, музыкальным слухом.

В течение года учащиеся должны разучить 6 произведений. В концертном варианте представить 4-5 номера.

Метапредметные результаты:

· развиты музыкальные способности: чувства ритма, ладового чувства, музыкально-слуховых представлений для исполнительской самореализации учащегося;

· развиты способности к художественному сопереживанию, образному и ассоциативному мышлению, творческому воображению;

· развиты природные способности обучающегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;

· развиты музыкально-аналитических способности;

· повышенная мотивацию к креативной и просветительской деятельности учащегося;

· развит художественный вкус и потребности в самостоятельном общении с музыкой и в музыкальном самообразовании;

Личностные результаты:

· сформировано эмоционально-ценностное отношение к классической музыке;

· сформирован устойчивый интерес к музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

· развиты лучшие качества личности для социальной адаптации обучающихся.

 

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе МБУ ДО г.Ульяновска "ЦДТ№2"

Материально-техническая база

1. Материально – технические:

Для проведения занятий по классу оркестра необходимо:

· просторная аудитория для занятий;

· стулья;

· пюпитры;

· музыкальные инструменты (количество в зависимости от количества участников): домра пикколо, домры малые, домры альтовые, домры басовые, домра контрабас, балалайки примы, балалайки секунды, балалайки альт, балалайки бас, балалайки контрабас, клавишные гусли, баяны, аккордеоны; набор ударных инструментов (малый барабан, тарелки, большой барабан, ксилофон, бубен, колокольчики, треугольники, трещотки, металлофоны или глеки, колокола, ложки, маракасы, кастаньеты, палочки, коробочка, ухват, пила, стиральная доска и др.); фортепиано; жалейки; флейта, свистульки;

· дирижерский пульт;

· дирижерские палочки;

· медиаторы;

· папки для партий;

· партитуры;

· ключи для настройки инструментов;

· школьная доска, мел;

· магнитофон для прослушивания записей.

2. Научно- методические условия:

· Дидактический материал: фотографии инструментов, баянистов, ансамблей, рисунки и таблицы, набор открыток портретов отечественных и зарубежных композиторов.

· Методический материал: образовательная программа, методическая литература, разработки внеклассных мероприятий, бесед о музыке, музыкантах-исполнителях, бесед о творчестве музыкантов, видео- и аудиозаписи, программы городских, зональных, окружных конкурсов и др.