Школа рисования

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа “Школа рисования” является модифицированной краткосрочной (на 13 недель).

Направленность программы: художественная.

Уровень программы «Стартовый».

Дополнительная программа «Школа рисования» адаптирована для учащихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся с 5 по 8 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Основными задачами являются:

- эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

- развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

    Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои мысли.

Дети 10-14 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.

Программа кружка рассчитана на 26 часов. Периодичность занятий: 2 часа 1 раз в неделю.

Набор в кружок свободный. Состав группы постоянный. Количество – 15 человек.

Педагоги

Хисметова Анастасия Николаевна педагог дополнительного образования

Содержание программы

1. Вводное занятие “Как стать художником?”(2ч)

ТЕОРИЯ: Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2. “Чудо – матрёшки” – роспись матрёшки Полхов – Майданской росписью.(4ч)

ТЕОРИЯ: Знакомство с Полхов – Майданской росписью. Рассматривание образцов матрёшек.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (цветов, травки и т. д.). Роспись матрёшки. Выставка работ.

3. Узор и орнамент. Роспись посуды Хохломской росписью. (4ч)

ТЕОРИЯ: Знакомство с Хохломской росписью. Основы росписи, её элементы.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т. д.). Рисование сосуда и его роспись.

4. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски.(4ч)

ТЕОРИЯ: Знакомство с Городецкой росписью. Элементы городецкой росписи. Этапы выполнения цветов и листьев.

ПРАКТИКА: Рисование элементов росписи. Роспись тарелочки, разделочной доски.

5. Художественный приём “заливка”. Рисование неба. (2ч)

ТЕОРИЯ: Понятие “заливка”. Использование заливки для изображения неба, воды, гор.

ПРАКТИКА: Подготовка краски, способы нанесения линий, движение кисти, рисование неба.

6. Рисование по – сырому. Пейзаж. (2ч)

ПРАКТИКА: Рисование пейзажа по влажному листу альбома. Лист предварительно смачивается полностью водой, а затем наносится рисунок. Главное, не дать листу высохнуть!

7. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж. (4ч)

ТЕОРИЯ: Понятие линейной и воздушной перспективы. Правила линейной и воздушной перспективы. Использование точки схода при рисовании.

ПРАКТИКА: Рисование улицы с учётом правил перспективы.

8. “Я – юный художник” – самостоятельный выбор техникой рисования и составления рисунка.(4ч)

ПРАКТИКА: Составление рисунка и его роспись выбранной техникой рисования.

9.Творческий отчёт. Выставка работ. Подведение итогов работы кружка.(2ч)

ПРАКТИКА: Организация выставки работ.

Цели программы

 Развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Результат программы

Личностные УУД

v Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

v Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

v Освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном

процессе;

v Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества;

v Проявление способности к самооценке своих действий, поступков.

 

Средством достижения этих результатов служат: игры и задания, развитие самопознания.

 

Регулятивные УУД

v Определять и формулировать цель деятельности;

v Планировать конечный результат своей деятельности;

v Составлять план и последовательности действий

v Вносить необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

 

Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.

 

Познавательные УУД

v Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры;

v Делать выводы в результате совместной работы;

v Поиск и выделение необходимой информации;

v Структурирование знаний;

v Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и

v письменной форме;

v Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

v конкретных условий;

v Рефлексия (способность выражать свои чувства словами);

v Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

v творческого и поискового характера.

 

Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.

 

Коммуникативные УУД

v Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

v Слушать и понимать речь других;

v Научится работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера,

v исполнителя);

v Получить навыки в планирование сотрудничества с взрослым и сверстниками;

v Приобретать навыки в постановке вопросов;

v Получит навыки разрешения конфликтов;

v Получит навыки управления поведением партнера.

 

Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.

 

 

учащиеся должны ЗНАТЬ:

v разные приёмы рисования;

v Хохломскую, Городецкую и Полхов – Майданскую роспись;

v воздушную и линейную перспективу.

 

УМЕТЬ:

v работать в различной технике рисования;

v пользоваться приёмами стилизации образов и предметов;

v самостоятельно разбираться в этапах выполнения работы;

v творчески подходить к выполнению работы.

 

Особые условия проведения

 Форма обучения групповая.

Одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные. Создает наилучшие условия, направленные на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учетом его склонностей и способностей, приобретение им собственного практического опыта.

Предусмотрены разные степени сложности учебного материала, содержание каждого из последующих уровней усложняет содержание предыдущего уровня.

Название уровня: Стартовый, Базовый, Продвинутый
Способ выполнения деятельности:
Репродуктивный
Продуктивный
Творческий.
Метод исполнения деятельности
С подсказкой, по образцу, опорной схеме
По памяти, по аналогии
Исследовательский

Включается комплект практических заданий с разной степенью сложности: – стартовый уровень: выполнить по образцу (по алгоритму);

-базовый уровень: выполнить то же, но с добавлением новых деталей, изменить цветовое и композиционное решение;

- продвинутый уровень: выполнить по новой (придуманной самостоятельно) схеме изделие, которое еще не выполнялось на занятиях, либо выполнить новое задание самостоятельно, применив необычный, оригинальный подход (скомбинировав различные техники исполнения, материалы).

Программой предусмотрена возможность выбора обучающимся заданий любого уровня сложности.

 

Основная литература

v Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007

v Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

v А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

v Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.

v Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

v В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010

v С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

v Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007

v А.А.Павлова, Е.И.Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

v В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009