Художественное слово

Программа направленна на формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,обучение детей умению владеть устным и письменным словом.

Педагоги

Матвеева Людмила Михайловна

Содержание программы

Логические паузы
Виды пауз – межсловесные, логические, психологические, физиологические, ритмические. Значение пауз. Отработка практических навыков при работе с текстом.

Логика речи
Логические ударения. Темп. Логическая мелодия – повышение и понижение голоса, увеличение и уменьшение громкости и силы голоса, ускорение и замедление темпа. Эмоционально-образная выразительность. Речевая перспектива. Отработка практических навыков при работе с текстом.

Логика текста
Сюжет и композиция текста. Составные части композиции – завязка, развитие, кульминация и развязка. Типы композиций – статическая и динамическая.

IV. Логика действия

Виды действия. Чем вызваны и оправданы. Взаимоотношения действующих лиц. Изменения, происходящие с героями. Обстановка действия. Отработка практических навыков при работе с текстом.

V. Логика поведения персонажа

Вживание в текст. Адресат. Позиция. Воображение. Характеристика образа. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.

VI. Снятие мышечных зажимов

Напряжение и расслабление мышц. Умение управлять своим телом. Отработка практических навыков управления своим телом.

VII. Ритм

Что такое ритм. Составляющие части ритма – ударные и неударные моменты речи. Отработка практических навыков при работе с текстом.

VIII. Интонация

Элементы интонации. Интонация – объединение логической мелодии, темпа, ритма, намерения, подтекста, словесного действия. Разнообразие интонационных оттенков. Отработка практических навыков при работе с текстом.

IX. Партитурные знаки

Разновидность партитурных знаков – строчные, надстрочные, подстрочные. Перечень партитурных знаков - графическое изображение и их значение при работе с текстом.

X. Подтекст и намерение

Исполнительская задача. Словодействие – осознание намерения. Убежденность исполнителя. Отработка практических навыков при работе с текстом.

XI. Мысль и смысл

Что такое мысль и смысл. И их различие. Отработка практических навыков при работе с текстом.

XII. Артикуляция и дикция

Что такое артикуляция. Произношение звуков – гласных, согласных, йотированных. Что такое дикция. Скороговорки. Отработка практических навыков при помощи разнообразных упражнений.

XIII. Орфоэпика

Что такое орфоэпия. Что дает выполнение правил орфоэпии. Практическая отработка навыков.

XIV. Жесты и поза

Виды внеречевых средств воздействия – поза, жесты, мимика. Удобная и неудобная поза. Категории жестов – механические, описательные, психологические. Отработка практических навыков при работе с текстом и репетициях спектаклей.

XV. Логика связанного текста

Основные типы логических отношений в связанном тексте и их значение. Перечисление. Последование. Противопоставление. Разъяснение. Развитие. Причинно-следственные отношения. Заключение. Разрыв.

XVI. Прямая и косвенная речь

Что такое прямая речь. Ее особенности и значение. Что такое косвенная речь. Ее особенности и значение.

Цели программы

Обучение основам искусства художественного чтения.

Результат программы

Знать:

общие вопросы речевого искусства,
орфоэпические нормы русского языка
фонетические нормы русского языка,
нормы литературной речи,
основные этапы работы чтеца над художественным произведением,
Уметь:

различать компоненты актерской выразительности,
работать над исправлением дикционных недостатков,
производить логический анализ произведения,
вести концерты и участвовать в инсценировках.

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе МБУ ДО г.Ульяновска "ЦДТ №2" для обучающихся 7-15 лет

Материально-техническая база

ноутбук

мультимедийный проектор