Я-следопыт

    Актуальность данной программы заключается в том, что в ней представлены задачи, входящие в список рекомендуемых для проведения итоговой аттестации в 9-х классах. Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности обучающихся и уровень их подготовки по предметам естественного цикла.

    Педагоги

    Студникова Элеонора Геннадьевна

    Содержание программы

    1. Введение. 2 часа

    Теория:

    Водное занятие Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Инструктаж по техника безопасности. Входная диагностика.

    Практика: презентация «География в жизни человека».

     

     

    2. Земля во Вселенной. 38 часов

    Основные виды речевой деятельности. 2 часа

    Теория.

    Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны.

    Практика: Решение задач и тестов по теоретическим темам. Решение практических задач, творческий отчет

     

     

    3. Природа и население России. 50 часа

    Теория.

    Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно-территориальные комплексы. Природно-хозяйственные зоны. Много-этажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения. Национальный состав население России.

    Практика: Тестирование, решение практических задач, творческие отчёты.

     

    4. Хозяйство и районы России 52 часа

    Теория.

    Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России

    Практика:

    тестирование, решение практических задач, творческие отчёты, выпуск мини-газет

     

    5. Итоговые занятия. 2 часов

    Теория.

    Итоговое занятие. Повторение и обобщение изученного материала Итоговая диагностика.

    Творческие отчеты

    Практика:

    Тестирование. Мониторинг

    Цели программы

    Цель: развитие умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, представленными на различных олимпиадах для школьников по географии, итоговой аттестации.

    Результат программы

    Личностные результаты:

    -формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

    - обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

    – ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

    - гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

    - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

    - осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

    Метапредметными результатами

    - Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

    - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

    - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

    - Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

    -Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

    - Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

    - Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

    Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

    - организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

    - умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

    -Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

    - давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

    - осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

    - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

    - Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    - Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    - Прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения.

    - Составлять рекомендации по решению географических проблем.

    - Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.

    - Рпределять по картам местоположение географических объектов.

    - Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.

    - Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

    - Объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований.

    - Аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития.

    - Объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

    - Приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства.

    - Оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

    - Прогнозировать особенности развития географических систем.

    - Прогнозировать изменения в географии деятельности.

     

     

    Особые условия проведения

    Программа реализуется на базе МБОУ СШ № 51

    Материально-техническая база

    1. Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям (специализированный кабинет для занятий)

    Занятия с обучающимися проводятся на базе кабинета русского языка, оборудованного мультимедийной установкой и интерактивной доской.

     

    2. Материально-техническое обеспечение

    Для реализации программы необходимо:

    Основное оборудование:

    Ø парты – 15;

    Ø стулья – 15;

    Ø доска −1:

    Ø рабочее место педагога;

    Ø компьютер −1;

    Ø ноутбуки – 15; (при необходимости берутся в кабинете информатики):

    Ø мультимедийная установка – 1;

    Ø шкафы – 1.

    Основное оснащение:

    Ø презентации к занятиям;

    Ø раздаточные карточки с заданиями;

    Ø викторины;

    Ø Географические карты мира, карты материков, их частей и океанов, карты России.

    Ø Комплект тематических таблиц.

    «Классификация горных пород

    «Строение Земли и земной коры»

    «Вулканизм и землетрясения»

    «Распределение солнечного света и тепла на Земле»

    «Постоянные ветры Земли»

    «Воздушные массы и климаты Земли»

    «Человеческие расы»

    «Центры происхождения важнейших культурных растений».

    «Геохронологическая таблица»

    «Циклон и антициклон»

    «Классификация природных ресурсов»

    «Миграции населения».

    «Административно-территориальное устройство Российской Федерации»

    «Факторы размещения промышленного производства»

    «Отраслевая структура хозяйства России»

    «Типы стран современного мира»

    «Международные организации

    Ø Комплект портретов географов и путешественников.

    Ø Комплект интерактивных карт.

    Ø Коллекции горных пород и минералов, полезных ископаемых

    Ø Ученический компасы

    Ø Глобусы Земли

    Ø Набор раздаточных образцов горных пород и минералов

    Ø Гербарий растений природных зон России;

    Ø Демонстрационные материалы

    Ø Комплект видеофильмов