Я-следопыт

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней представлены задачи, входящие в список рекомендуемых для проведения итоговой аттестации в 9-х классах. Порядок изложения учебных тем в данной программе учитывает возрастные особенности обучающихся и уровень их подготовки по предметам естественного цикла.

Педагоги

Студникова Элеонора Геннадьевна

Содержание программы

1. Введение. 2 часа

Теория:

Водное занятие Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Инструктаж по техника безопасности. Входная диагностика.

Практика: презентация «География в жизни человека».

 

 

2. Земля во Вселенной. 38 часов

Основные виды речевой деятельности. 2 часа

Теория.

Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны.

Практика: Решение задач и тестов по теоретическим темам. Решение практических задач, творческий отчет

 

 

3. Природа и население России. 50 часа

Теория.

Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно-территориальные комплексы. Природно-хозяйственные зоны. Много-этажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения. Национальный состав население России.

Практика: Тестирование, решение практических задач, творческие отчёты.

 

4. Хозяйство и районы России 52 часа

Теория.

Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России

Практика:

тестирование, решение практических задач, творческие отчёты, выпуск мини-газет

 

5. Итоговые занятия. 2 часов

Теория.

Итоговое занятие. Повторение и обобщение изученного материала Итоговая диагностика.

Творческие отчеты

Практика:

Тестирование. Мониторинг

Цели программы

Цель: развитие умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, представленными на различных олимпиадах для школьников по географии, итоговой аттестации.

Результат программы

Личностные результаты:

-формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

- обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

Метапредметными результатами

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

-Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

- Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

- Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

- Прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения.

- Составлять рекомендации по решению географических проблем.

- Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.

- Рпределять по картам местоположение географических объектов.

- Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.

- Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

- Объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований.

- Аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития.

- Объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

- Приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства.

- Оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

- Прогнозировать особенности развития географических систем.

- Прогнозировать изменения в географии деятельности.

 

 

Особые условия проведения

Программа реализуется на базе МБОУ СШ № 51

Материально-техническая база

1. Помещение для занятий, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям (специализированный кабинет для занятий)

Занятия с обучающимися проводятся на базе кабинета русского языка, оборудованного мультимедийной установкой и интерактивной доской.

 

2. Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходимо:

Основное оборудование:

Ø парты – 15;

Ø стулья – 15;

Ø доска −1:

Ø рабочее место педагога;

Ø компьютер −1;

Ø ноутбуки – 15; (при необходимости берутся в кабинете информатики):

Ø мультимедийная установка – 1;

Ø шкафы – 1.

Основное оснащение:

Ø презентации к занятиям;

Ø раздаточные карточки с заданиями;

Ø викторины;

Ø Географические карты мира, карты материков, их частей и океанов, карты России.

Ø Комплект тематических таблиц.

«Классификация горных пород

«Строение Земли и земной коры»

«Вулканизм и землетрясения»

«Распределение солнечного света и тепла на Земле»

«Постоянные ветры Земли»

«Воздушные массы и климаты Земли»

«Человеческие расы»

«Центры происхождения важнейших культурных растений».

«Геохронологическая таблица»

«Циклон и антициклон»

«Классификация природных ресурсов»

«Миграции населения».

«Административно-территориальное устройство Российской Федерации»

«Факторы размещения промышленного производства»

«Отраслевая структура хозяйства России»

«Типы стран современного мира»

«Международные организации

Ø Комплект портретов географов и путешественников.

Ø Комплект интерактивных карт.

Ø Коллекции горных пород и минералов, полезных ископаемых

Ø Ученический компасы

Ø Глобусы Земли

Ø Набор раздаточных образцов горных пород и минералов

Ø Гербарий растений природных зон России;

Ø Демонстрационные материалы

Ø Комплект видеофильмов