Юный волонтёр

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный волонтёр» является модифицированной, краткосрочной.

Сроки реализации программы:144 часа.

Направленность программы: социально – педагогическая

Уровень программы: стартовый.

Адресат программы: учащиеся в возрасте 7-16 лет

Волонтерские или добровольческие организации -это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни.

Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Через собственное участие в реализации социально-значимых видов деятельности подросток вступает в новые социальные отношения со сверстниками, развивает свои средства общения с окружающими.

В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Педагоги

Ерахтина Надежда Сергеевна педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1. Волонтерская деятельность как одна из форм социального служения – 3 ч.

1. Социальная работа и социальное служение. История добровольничества – 1ч.

Добровольчество и благотворительность. История развития социального служения в России и за рубежом.

2. Волонтёрство, как институт формирования и развития социальной активности молодежи– 1ч.

Происхождение понятия «волонтер», «доброволец». Волонтерство в

России. Детские и молодежные добровольческие организации. Общие принципы волонтерской деятельности. Добровольность. Социальная значимость. Личная значимость. Концепция развития добровольчества в России. Кодекс добровольцев в России.

3. Роль волонтера в решении социальных проблем местного сообщества – 1ч.

Направления волонтерской деятельности: психолого-педагогическое, социально-бытовое, социокультурное, трудовое, социально-правовое, профилактическое, лидерское, патриотическое, информационное. Поиск и выявление социальных проблем. Постоянная социальная помощь. Разовые социальные акции. Бригады быстрого реагирования. Волонтерские лагеря.

Раздел 2. Игровые технологии в работе волонтера – 4 ч.

1. Игры – адаптации. Игры с эстрады – 1ч.

Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Разучивание и проведение игр – адаптаций для людей различного возраста. Игры с эстрады. Игры – кричалки.

2. Игровая программа – 1ч.

Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему. Разработка и проведение игровых программ.

3.Организация игровых переменок, детских праздников – 2ч.

Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ – 4 ч.

1. Виды зависимостей. Влияние курения на организм человека. Влияние алкоголя на организм человека – 1ч.

Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм, лудомания и др.) зависимость.

2. Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и наркотической зависимостей – 1ч.

3. Компьютерная, игровая зависимости. Разработка и проведение

классных часов по профилактике – 2ч.

Раздел 4. Информационные технологии в работе волонтеров – 4 ч.

1.Информационный буклет. Принципы создания – 2ч.

Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

2.Листовка – 2 ч.

Раздел 5.Основы проведения социальных дел – 4 ч.

1. Социальная акция. Разработка и проведение социальной акции – 2ч.

Понятие, виды социальной акции. Этапы подготовки и проведения. Разработка и проведение социальных акций «Весенняя неделя добра», акций по пропаганде ЗОЖ.

 

 

2.Организация социальных дел гражданско-патриотической направленности – 1ч.

Организация встреч с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Встреча с родственниками погибших. Создание информационных сборников, закладок, буклетов о героях локальных войн.

 

Раздел 6. Психологическая подготовка волонтеров – 3 ч.

1.Особенности работы с младшими школьниками – 1ч.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Новообразования, проблемы младших школьников.

2.Психологические особенности людей пожилого возраста – 1ч.

Психологический, биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Отношение к пожилым в обществе. Просмотр и обсуждение фильма "Бабуся".

3.Тренинг личностного роста. Тренинг коммуникативных навыков. Тренинг толерантности – 1ч.

"Каков я на самом деле«. «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». "Проблемы можно решать«.

Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», "Необитаемый остров«.

Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

 

Раздел 7. Специальная подготовка волонтеров – 4 ч.

1. Помощь ветеранам и пожилым людям – 4ч.

Основные проблемы в жизни пожилого человека. Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологические особенности людей пожилого возраста. Оказание трудовой помощи по укладке дров, уборке.

Цели программы

Апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся должны овладеть следующими навыками:- позитивного общения; -принятия решения;- формирования позитивного «Образа Я».

В ходе реализации программы ожидается:

- формирование у учащихся высоких нравственных, моральнопсихологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

- формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

- формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;

- развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

- увеличение количества учащихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;

- получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

- участие в акциях;

-организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни (посредством организации и участия в военно-патриотических соревнованиях, играх и конкурсах);

- создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

- формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

К концу обучения учащиеся должны знать:

• историю развития волонтерского движения;

• основные добровольческие организации России;

• понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

• правила составления информационного буклета;

• методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;

• возрастные психологические особенности людей пожилого

• влияние психоактивных веществ на организм человека;

• способы отказа от употребления психоактивных веществ.

Учащиеся должны уметь:

• владеть навыками планирования и самоанализа;

• уметь составлять информационный буклет средствами MicrosoftOffice;

• организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;

• уметь разрабатывать игровые программы на различные темы.

• устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

• владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

Особые условия проведения

 Методическое обеспечение: учебно-тематическое планирование и нормативные документы, учебные таблицы по организации рабочего места, инструкции по технике безопасности и санитарно- гигиеническим нормам. Набор тестов, кодекса волонтера, положения об организации добровольческой (волонтерской) деятельности: методический материал для стенда, набор инструментов для практической деятельности.

2.6.Список литературы

Основная литература:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Профилактика вредных привычек. Авторские сценарии внеклассных мероприятий (театрализованные постановки, ток-шоу, пьесы). 5-11 классы /И.А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: Планета, 2011.

2. Дюрягина Ю. Ю. Организация волонтёрских групп в клубах по месту жительства. Сборник методических материалов. – Екатеринбург: Издательский Дом «Филантроп», 2008.

3. Кучегашева П. П., Науменко Ю. В., Федоскина И. В. Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью профилактика ВИЧ / СПИДа у подростков в школе / авт.-сост. П. П. Кучегашева, Ю. В. Науменко, И. В. Федоскина; под ред. Ю. В. Науменко. – 2 – е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2010.

4. Мартынова Е. В., Попова Е.Г. Организация волонтерского движения: ценностносмысловые, целевые, информационно-методические основы. Методическое пособие для организаторов внеучебной работы, специалистов, планирующих и осуществляющих профилактическую антинаркотическую работу. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2004.

5. Науменко Ю. В. Профилактика наркомании в общеобразовательных учреждениях: система работы, методические рекомендации, разработка мероприятий. / Сост. и ред. Ю. В. Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

Дополнительная литература:

1. Дик Н. Ф. Развивающие игры на уроках и переменах 1–2 классах: Необычные игровые приключения для младших школьников / Н.Ф. Дик –Ростов н/Д: ООО «Феникс», 2008.

2. Исполатов А. Н. 1000 лучших игр, конкурсов, забав для детской компании / А. Н. Исполатов М.: Астрель; СПб: Сова, 2009

3. Камакин О. Н Организация досуга учащихся 5 –11 классы: игры, эстафеты, туристические старты и слёты. Изд. 2- е.– Волгоград: Учитель, 2011.

5. Сушинскас Л. Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы / Л. Л. Сушинскас, Н. А. Шевердина. –2- е изд.– Ростов н / Д: Феникс, 2012г.

 

Электронные ресурсы:

1. http://docplayer.ru/32125917-Kopilka-volontera-metodicheskoe-posobie-dlya-volonterov-poorganizacii-profilakticheskih-meropriyatiy.html

2. http://nfestival.narod.ru/Faq.htm

Материально-техническая база

Для реализации данной программы используется помещение актового зала, кабинета, где всегда для совещаний и обсуждений предстоящих дел собираются все волонтеры, где ребята могут встретиться, пообщаться в разнообразной интересной совместной деятельности, провести запланированные мероприятия.

Материально – техническое обеспечение: интерактивная доска, компьютер, проектор, другие наглядные пособия, раздаточный материал, альбомы, фломастеры, клей, ножницы, офисная бумага, цветная бумага, цветной картон.