Тан йолдызы

Программа разработана в соответствии со следующими документами:

· Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),

· Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

· Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 · Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.

· СанПин: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

-Устав МУ ДО ИДДТ.

- положение об объединении (Локальный акт)

 

Программа является модифицированной.

Уровень освоения программы: «Стартовый », предполагает освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета.

Программа предполагает занятия с основным составом учащихся детского объединения.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы – своевременность, современность предлагаемой программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

· новое решение проблем дополнительного образования;

· новые методики преподавания;

· новые педагогические технологии в проведении занятий.

Отличительные особенности программы.

Естественно, история татарского народа, его традиционная, выработанная в течение веков и тысячелетий материальная и духовная культура – разные виды профессионального художественного творчества в полном объеме не могут быть преподаны и усвоены учащимися за ограниченное время, выделяемое на этот предмет. Поэтому данная программа является краткой.

Адресат программы.

Программа рассчитана на организацию внеклассных занятий с учащимися 7-14 лет, составлена с учетом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных фактов и идей.

Объём программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 144 часа. 

Занятия проводятся 2 раза по 2 часа в неделю. За месяц 16 часов. 

Расписание : вторник, четверг с 15.00-17.00 часов.

 

 

Педагоги

Педагог дополнительного образования Шарипова Венера Экзаметдиновна

Содержание программы

1.Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Вводное занятие: татарская культура, как часть мировой культуры.2ч.
2.Народное творчество.70ч.Татарский календарь. 6ч.
3.жизни.8ч.
4.Габдулла Тукай и его культурное наследие.18ч.
5.Материальная культура.14ч
6.Праздники и календарные обряды.16ч.
7.гостеприимство.8ч.
8.Итоговое занятие.2 ч.

Всего часов:144 часа.

Раздел I. Вводные занятия: инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Знакомство детей татарской культурой. Цели и задачи.

Рассматривается взаимосвязь татарского народа и татарской культуры с народами и культурами всего мира.

II. Народное творчество.

1. Разучивание прибауток, считалок, закличек, изучение песенного материала, знакомство с шумовыми народными инструментами, изучение татарских народных песен.

2. Знакомство с вокально-хоровыми приёмами пения в народной мере, близкой к разговорной речи.

3. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистом, развитие голосовых данных, умение выразительно и эмоционально преподносить исполнительный репертуар.

II. Народный календарь.

Знакомство детей с народными праздниками: «Сабантуй», «Нардуган», «Каз өмәсе», «Науруз». Подготовка к проведению праздника «Науруз». Разучивание весенних песен к празднику: «Яз килә», «Сыерчык», «Ләйсән яңгыр».

Воспитание в детях уважение к родному творчеству, развитие интереса к народным праздникам.

III. Древо жизни.

Знакомство детей с древом жизни. Объяснение как оно составляется и с ними же сделать эту работу. Каждый ученик с помощью родителей и руководителем объединения составляют гениологическое древо. Ведь каждый человек должен знать своих дедушек до седьмого поколения.

Знакомство детей с жизнью, с бытом, с одеждой, с обычаями и с традициями предков.

V.Габдулла Тукай и его культурное наследие

Цель: Формирование познавательной информации дополнительного образования и информации о жизни и быте Габдуллы Тукая

Теория: Изучение жизни и деятельности Габдуллы Тукая

Изучение материальной культуры России начала 19 века через музейных экспонатов о жизни и быте Габдуллы Тукая

Практика: Рассказ и знакомство с биографией Габдуллы Тукая и его культурным наследием.

VI. Материальная культура

Цель: Формирование познавательной информации о материальной культуре

Задачи:

1) привлечение обучающихся к познаниям татарского языка и культуры через изучение о жизни, быте и материальной.культуры татарского народа

2)закрепление изученного материала через игры – занятия

Теория: изучение духовной культуры через изучение материальной культуры, компоненты которой выполняют символическую, информационно- знаковую функцию и направлены на жизнеобеспечение носителя.

Практика:

1. Рассказ и знакомство о жизни и быте материальной культуры татарского народа

2. Проведение игр- занятий для представления обучающихся непосредственной причастности к данной теме и духовной культуры

Методы и формы обучения:

Словесный метод:

- рассказ;- объяснение.

 

VII. Праздники и календарные обряды

 

Цель: Формирование познавательной информации о татарских народных праздниках

Теория: Изучение проведения народных праздников

 

Практика:

1.Рассказ и знакомство с провидениями татарских народных

праздников

 

2.Участие в проведении татарских праздников

Оборудование: учебные пособия и литература, иллюстрации, видеофильмы

Методы и формы обучения:

Словесный метод:

- рассказ

- объяснение;

- сопроводительные пояснения

Наглядный метод:

- Показ иллюстраций

- Показ видеофильмов

- Участие в праздниках

Виды и способы работы с детьми:

- фронтальная работа.

Знания, умения, навыки:

- Знание о народных праздниках татарского народа.

VIII. Татарское гостеприимство

 

Разговорная речь. Приветствие. В гостях, за столом. Поздравления.

Цель: формирование навыка нравственно-эстетического отношения к действительности, понимание национальных особенностей.

Теория: Татарское гостеприимство, традиции, обычаи, нравственность и мораль татарского народа ( народной педагогики).

Практика: Составление папки «татарское гостеприимство», составление словаря.

Методы и формы обучения:

Словесный метод:- рассказ,- объяснение.

Наглядный метод:

- Показ видеофильмов

Виды и способы работы с детьми:

- фронтальная работа.

Знания, умения, навыки:

 

- знать особенности татарских традиций.

Цели программы

Обучение учащихся и сохранения родного языка и культуры татарского народа.

Результат программы

В соответствии с требования ФГОС в структуре планируемых результатов отдельными разделами представлены личностные и метапредметные результаты, поскольку их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных предметов.

Под личностными результатами освоения татарского языка понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Личностными результатами изучения татарского языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе татарского, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром сверстников из Татарстана с использованием средств изучаемого татарского языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Под метапредметными результатами освоения учебного предмета понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, которые включают в себя:.

а) освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;

б) освоение учащимися межпредметных понятий.

Метапредметными результатами изучения татарского языка являются:

развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника; развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению татарского языка; овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т.д.).

Предметные результаты освоения татарского языка формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения: приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями татарского языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения; освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на татарском языке, расширение лингвистического кругозора; сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других республиках, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Обучаемые должны знать:

- Историю становления и развития татарского народа, его культуры, быта, традиций и проведение национальных праздников в рамках учебно-тематического плана;

- Выдающихся личностей татарской нации и их культурное наследие в рамках учебно-тематического плана.

-Ка­лендарные и семейные обряды, обычаи, их символику, народный календарь;

- должны знать своё генеологическое древо.

 

Обучаемые должны уметь:

- Различать особенности произношения звука дополнительных букв татарского алфавита;

- Использовать разговорную речь в составлении простых предложений в форме вопросов и ответов на татарском языке;

- Использовать элементы народной культуры в пов­седневной жизни;

- петь татарские народные песни;

- танцевать танцы;

- вышивать сказочный цветок;

- составлять древо жизни;

- свободно держать себя на сцене.

 

Особые условия проведения

Формы обучения и виды занятий.

Изучение татарского языка и культуры проводится в форме кружковых занятий с синхронным переводом на татарском и русском языках, с более широким использованием дидактического материала.

1)просмотр видеоклипов и прослушивание аудиозаписей с выступлений заслуженных артистов татарской эстрады

2)показ кино спектаклей и видеофильмов на татарском языке

3)участие на выставках и творческих вечерах известных художников, поэтов и писателей

4)участие в экскурсиях с посещением памятных мест и музеев

5)участие в провидениях национальных праздников, а также календарных праздников.

 

 

1.4 Формы контроля усвоения учащимися образовательной программы.

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1. Входная диагностика. Проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.

2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: школьных и районных творческих фестивалях, конкурсах, увлеченное желание дальнейшего изучения родного языка и культуры, а также использование познаний и навыков в личной жизни.

 

Использованная литература на кружковом занятии:

1. Культура народов Поволжья [Текст]: программа и методические

рекомендации / А.Ш. Кержнер, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова,

В.Д. Кирюшкина. – Ульяновск: ИПКПРО, 2011.- 104 с.

2.Т.В.Николаева, В.А.Архипова, Н.С.Нурмухаметова «Культура, быта традиции народов Поволжья» УПРКПРО 2014г.

3. Татарские календари 2010,2011,2012,2013,2014 года5

4. На уроках и после. Методические рекомендации. 2004.

«Татар теле-кунелем теле». Федеральная национально-культурная автономия.2011 год – Аудиоучебник, учебник, рабочая тетрадь.

5. Татарский песенник «Яраткан жырлар», Казань, 1989 ;

6. Татарский песенник «Жырлыйк та, биик тэ», Казань, 1988 ;

7. Ф.С. Сафиуллина «Татарский язык. Самоучитель», Казань, 1991 ;

8. Аудиодиск татарских песен « 16 караоке».

9. Аудиодиск татарских песен « 1500 караоке».

10. Рәшита Ягьфаров. Стихотворения. Казань, 2002.

11. Роберт Миннулин «Хәрефләр Бәйрәмә». Казань, 1990

12. Һади Такташ «Тәүфиклы песи». Казань, 1990

13. Захид Хабибуллин «Куңелле Мажаралар». Казань, 1990

14. Саубан Чуганаев «Яран гөл». Барда, 1994

15. Мөнир Мазунов «Хәлимә». Казань, 2002

16. Журнал «Ялкын», 1996

17. Газета «Сабантуй», 2001

18. Зиннур Хөснияр – детский журнал. Казань, 1996

19. Диск «Татар теле», 2002

20. Материал из Интернета.

 

Интернет ресурсы

http://www.school.edu.ru
Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней
http://www.viki.rdf.ru
Детские электронные книги и презентации
http://school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.solnet.ee
Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных
http://www.prazdnik.by
Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.
http://www.it-n.ru/
Сайт творческих учителей. Разные сообщества.
http://mail.redu.ru
Исследовательская работа школьников
http://festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://kid. nashcat.ru
Все для детей. Детский портал, детские сайты.
http://edu.rin.ru
Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

 

Материально-техническая база

Технически-оборудованный кабинет, компьютер, электронная доска, магнитная доска, проектор, микрофон, музыкальный центр. Методические и дидактические пособия, разработки мероприятий и открытых занятий, контрольные тесты, задания, методическая литература, видео и музыкальные диски.