ДООП «Хореографическое искусство»

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 – 17 лет.

В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Педагоги

преподаватели должны иметь  среднее специальное  или высшее образование

Цели программы

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог – другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.

Гаммы До, Соль отдельно каждой рукой в одну октаву. Аккорд – тоническое трезвучие с обращениями – отдельно каждой рукой.

За год учащийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений могут выставляться педагогом по четвертям. Аттестация может проводиться в конце каждой четверти: в 1,2 и 3 четвертях по результатам текущего контроля, в 4 четверти проводится промежуточная аттестация в виде академического концерта (исполняются две разнохарактерные пьесы).

Результат программы

За время обучения преподаватель должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара ДШИ, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле.

Особые условия проведения

классы должны быть оборудованы двумя фортепиано или роялями.

Материально-техническая база

Звукоизоляция классов, мебель (стол, стулья),классы должны быть оборудованы двумя фортепиано или роялями