Мастерица

Дополнительность программы заключается в том, что она дополняет знания, полученные по технологии в школе, способствует самореализации личности в подготовке ее к будущей жизни путем освоения новых знаний, умений, навыков в области эстетики и культуры быта.

Программа актуальна и в данный момент социально востребована, так как изучение традиций народного творчества дает возможность освоить духовное наследие предыдущих поколений и осознать свои корни. Настоящая программа не дублирует ни одну из известных программ и призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники рассматриваемых направлений, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.

Отличительные особенности.

Идея программы – влияние декоративно-прикладного искусства на развитие творческого потенциала ребенка. Занятия декоративно-прикладным искусством способствуют эстетическому развитию, учат видеть прекрасное среди обыденной жизни и создавать вещи, которые имеют утилитарную и художественную функции, помогают в дальнейшем найти свое место в жизни. Занятия развивают мелкую моторику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, композиционное мышление и чувство цветовой гармонии. Работа воспитывает терпение, приучает к аккуратности и, в конечном итоге, формирует представление о роли искусства в жизни общества и приносит моральное удовлетворение. Художественные изделия выполняются индивидуально, коллективно и при помощи родителей. В процессе работы старшие помогают младшим, воспитывается чувство коллективизма, происходит общение

Инновационность программы заключается в том, что автором были изучены материалы по бисероплетению, тестопластике и объединены в единую комплексную программу дополнительного образования, позволяющую наиболее полно реализовать ее задачи; в использовании различных методов (словесных – рассказ, объяснение; наглядных – схемы, практические пособия, готовые изделия) и приемов как традиционных, так и нетрадиционных (конкурсы, тесты, реализация самостоятельных творческих планов, вечера развлечений).

Достоинство: предоставляется возможность заниматься в объединении всем желающим, что соответствует условиям данного учреждения

Адресат программы. Программа предназначена для детей обоих полов в возрасте от 8 до 15 лет, разного уровня подготовки и способностей. Содержание программы адаптировано к возрастным и интеллектуальным возможностям детей. Группы формируются по возрастным категориям.

Сроки реализации. ДООП «Мастерица» (стартовый уровень) рассчитана на 144 часа (по 4 часа в неделю −2 раза по 2 часа) в первый год обучения и 216 часов (по 6 часов в неделю – 3 раза по 2 часа) во второй год обучения. Для оптимальной работы в одну группу следует включать не более 15 человек. Допускается корректировка списочного состава. Группы подразделяются по возрасту.

Форма обучения – очная. Программа ориентирована на гармоничное развитие творческой личности обучающегося. Обучение строится индивидуально и коллективно, с учетом особенностей каждого ребенка.

Организация учебно-воспитательного процесса. Процесс обучения строится на принципах добровольности, неразрывен с развитием личности и наиболее продуктивен при выполнении педагогом и обучаемыми следующих условий:

- систематическая организация и посещение занятий;

- строгая ориентированность деятельности педагога и обучающихся;

- учет педагогом психолого-педагогических, возрастных и других индивидуальных особенностей обучаемых;

- благоприятный этический и эмоциональный фон занятий;

- использование текущей диагностики, прогнозных исследований и диагностики обученности.

В соответствии с содержанием учебно-воспитательной работы используются различные организационные формы и методы ее проведения (словесные, наглядные, практические); такие, чтобы ребенок мог без особого труда запомнить информацию.Уровень освоения программы (1 и 2 года обучения) – стартовый

Педагоги

В реализации программы занят педагог дополнительного образования – Филиппова Наталья Сергеевна 1 квалификационной категории соответствующий профессиональному стандарту, владеющий необходимой техникой бисероплетения и лепки, методикой обучения. Повышающий свою квалификацию через участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в семинарах и вебинарах по своему профилю, курсы повышения квалификации и др.

Содержание программы

 

1 год обучения)

Цель программы – Увлечь ребенка, развить и закрепить мотивацию, желание регулярно посещать занятия. Развитие мелкой моторики рук.Цель программы на 1-ом году обучения реализуется в следующих задачах:

- образовательные:· получить знания о техниках бисероплетения и тестопластики (в рамках программы);· владеть терминологией;· получить знания об основных приемах низания бисером и лепки;

- воспитательные:· приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.· воспитание у детей эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, организованности, умения довести начатое дело до конца, чувства гордости за выполненный труд, экономичного отношения к используемым материалам.· привитие основ культуры труда.· воспитание умения общаться со сверстниками, чувства коллективизма и взаимовыручки.

- развивающие:· развитие творческого потенциала, творческой активности детей, художественно-эстетического вкуса· развитие образного и логического мышления, моторных навыков, внимания, фантазии.· развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам

Блок 1. Бисероплетение – 98 часов введение в программу, низание на проволоку, леску или нить, ажурное низание, наложение.

Блок 2. Тестопластика – 44 часа Композиции с мелкими орнаментальными деталями. Панно и композиции из объемных деталей.

Блок 3. Бисероплетение – 36 часов.оплет яйца, петельки, подвески.

Цель программы на 2-ом году обучения реализуется в следующих задачах:

- образовательные:

· увеличить знания о техниках бисероплетения и тестопластики (в рамках программы);

· владеть терминологией;

· получить знания о более сложных приемах низания бисером и лепки;

- воспитательные:

· приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

· воспитание у детей эстетического вкуса, трудолюбия, аккуратности, усидчивости и терпения при работе с мелкими деталями, самостоятельности, организованности, умения довести начатое дело до конца, чувства гордости за выполненный труд, экономичного отношения к используемым материалам.

· привитие основ культуры труда.

· воспитание умения общаться со сверстниками, чувства коллективизма и взаимовыручки.

- развивающие:

· развитие творческого потенциала, творческой активности детей, художественно-эстетического вкуса

· развитие образного и логического мышления, моторных навыков, внимания, фантазии.

· развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам

Блок 1 Бисероплетение: введение в программу, низание на проволоку, леску или нить, ажурное низание, наложение.
Блок 2 Тестопластика: введение. Кольца и подковы. Рамки, решетки. Подсвечники. Объемные лепные фигуры. Картины по «мокрой основе»

Блок 3 Бисероплетение: квадратный жгут, комбинированное плетение, объемные элементы, вышивка.

Цели программы

Основная цель ДООП – формирование у детей основ целостной эстетической культуры через развитие их творческих интересов и задатков, привитие интереса и любви к декоративно-прикладному искусству.

Программа содержит следующие задачи:

Образовательные:

- сформировать у детей практические трудовые навыки

- использовать доступный детям материал и инструменты ручного труда

- творчески подходить к оформлению работ;

Развивающие:

- развить художественный вкус, фантазию, изобретательность

- наглядно-образное мышление

- умственные и художественные способности.

- создание условий для реализации индивидуальных способностей учащихся

Воспитательные:

- привить настойчивость при достижении именно качественных показателей, а не количественных, терпение, трудолюбие, внимательность, самостоятельность.

- вызывать у детей желание использовать полученные знания в самостоятельной деятельности в различных жизненных ситуациях

- создать теплую атмосферу внутри коллектива.

- способствовать формированию в детях настойчивости в достижении цели, чувства коллективизма, взаимопомощи, общительности, трудолюбия, положительного отношения к труду.

Оздоровительные:

- развить глазомер, мускулатуру и мелкую моторику рук

 

Результат программы

В результате освоения программы группа обучающихся должна получить теоретические и практические ЗУН по бисероплетению, тестопластике.

К концу I года обучения:

- обучающиеся должны знать: различные виды материалов, инструментов; специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания и лепки; основы цветоведения (цвета, удачно сочетаемые в изделиях); основы композиции (“ритм”, “симметрия”); некоторые сведения из истории развития бисероплетения и тестопластики; правила поведения, техники безопасности и гигиены труда на занятиях;

- обучающиеся должны уметь: подбирать цвет материалов с учетом законов цветоведения; самостоятельно изготавливать простые изделия: по образцу или рисунку; применять техники низания на проволоку и на иглу с ниткой; подготовить рабочее место.

- у детей должно быть воспитано: аккуратность, терпение; умение вести себя на занятии спокойно, выдержанно; желание делать подарки близким людям; эмоциональную отзывчивость при восприятии красивых вещей; желание понимать правила и технику плетения.

К концу II года обучения:

- обучающиеся должны знать: основные положения теории цветоведения и композиции; основные материалы и инструменты, (те, с которыми познакомились в течении первого года обучения, и новые); технологические этапы изготовления изделий.

- должны уметь: изготавливать изделия, композиции, проявляя свой художественный вкус; применять более сложные технические приёмы низания и лепки; творчески применять приёмы, изученные ранее; самостоятельно составлять схемы низания изделий по готовому образцу и собственным замыслам; составить рисунок и продумать композицию изделия.

- должно быть воспитано: ответственное отношение к качественному выполнению изделий, доведению работы до конца; культура взаимоотношений с детьми и взрослыми; желание выполнять творческие задания; оказывать уважение к труду взрослых.

Особые условия проведения

предназначена для детей обоих полов , разного уровня подготовки

Материально-техническая база

- Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН. Помещение имеет естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность левосторонняя (дети леворукие усаживаются особым образом). В учебном помещении применяется система общего освещения.

- Технологическое оснащение кабинета:

- мебель по количеству и росту детей;

- учебная доска, мел;

- Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:

- наглядное пособие по противопожарной безопасности и правилам дорожного движения

- плакат по технике безопасности при работе с острыми предметами

- иллюстрации из книг по бисероплетению, лепке из соленого теста.

- технологические карты

- образцы изделий

- Раздаточный материал

- технологические карты.

- х\б салфетки для работы с бисером

- станки для ткачества

- проволока, иглы, нитки, ножницы,

- бумага, цветные карандаши, краски, клей, ножницы.

- соль, мука, лак для работ по дереву, гипс

- Методическая литература

– подшивка журнала «Чудесные мгновения. Бисер»;

– подшивка журнала «Модный»

– интернет – ресурсы;

- папки с подборкой материала по направлениям: цветы, деревья; пасха; украшения; игрушечки, сувениры; тестопластика.