Речевое развитие и обучение детей грамоте

  • (37)

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму.

Этот процесс невозможен без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторной координации и мелкой моторики, наглядно – образного мышления, начал логического мышления), а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.

Педагоги

Стемпковская Татьяна Владимировна

Содержание программы

1. Развитие речи.

2. Обучение грамоте.

3. Ознакомление с художественной литературой.

Цели программы

Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности детей.

Результат программы

· ответственное отношение к обучению;

· готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

· установка на безопасный здоровый образ жизни, работу на результат, бережное отношение к духовным ценностям;

· нравственное сознание, чувство, поведение на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

· готовность и способность к непрерывному (долгосрочному) обучению и самообучению как условию успешной подготовки к школе.

Особые условия проведения

Учащиеся научатся:

· отвечать на вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь, точно употребляя слова, дополнять высказывания товарищей, правильно оценивать результаты своей деятельности;

· рассказывать и придумывать сказки, рассказы, выразительно читать наизусть стихи, пересказывать небольшие литературные произведения;

· владеть достаточным лексическим запасом;

· делить на слоги слова любой слоговой структуры, составлять из слогов слова;

· производить анализ слов из 4 – 6 звуков;

· находить место определенного звука в слове, называть «соседей» этого звука;

· четко дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости;

· самостоятельно давать характеристику звука по звучанию и артикуляционному укладу;

· владеть схематическим звуковым разбором слова;

· определять количество и последовательность слов в предложении;

· составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения;

· владеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению;

· Самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам и целыми словами.

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет;

2. Магнитная доска;

3. Мебель: шкафы, стеллажи для хранения дидактических пособий;

4. Магнитофон;

5. Столы, стулья;

6. Дидактический и наглядный материал;

7. Игрушки;

8. Детская художественная литература;

9. Картины – плакаты.