Юный эколог

Программа естественнонаучной направленности  воспитывает экологическую культуру, что является  – актуальнейшей задачей сложившейся социально-культурной ситуации начала 21 века. Необходимым средством эффективной реализации экологической деятельности является формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром.

Педагоги

педагог дополнительного образования Нюкало Елена Владимировна

Содержание программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа.

Введение (2 ч). Вводное занятие. Мы – жители планеты Земля. Что такое экология? Экология и мы.

Неживая природа (10 ч). Солнце - источник тепла и света. Вода, ее признаки и свойства. Экскурсия на водоем. Берегите воду! Воздух и здоровье человека. Почва. Состав и виды почвы. Охрана почвы. Погода, климат. Предсказания погоды по народным признакам. Времена года. Наблюдения за сезонными изме­нениями в неживой при­роде.

Проект: «Экологический календарь».

Живая природа (10 ч). Экологические связи неживой и живой природы. Растение – живой организм. Вода и воздух в жизни растений. Разнообразие растений. Дикорастущие растения и куль­турные растения . Хвойные и лиственные растения. Растения Курганской области. Охрана растений. Экологические памятки для де­тей и взрослых . Группы животных. Дикие и домашние животные. Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц». Красная книга - способ защиты редких видов животных и растений.  Брейн-ринг «В мире животных». Агитбригада «Береги живое!». Экскурсия в музей («Животные Курганской области»).

Проекты: «Красная книга», «Животные нашего края».

Мой дом (10 ч). Дом, где мы живем. Гигиена моего дома. Уборка квартиры. Моя школа, мой класс. Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате». Комнатные растения. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Посадка цветов на школьной клумбе. Домашние животные, уход за ними. «Наши меньшие братья» - аквари­умные рыбки. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором? Экология моего села.

Проект: «Огород на окошке»

Обобщение (2 ч). Итоговый тест. Анкетирование. Поле чудес «Знатоки природы». 

Цели программы

Цель программы "Юный эколог" -  научить детей любить, беречь окружающий мир, соблюдать главное правило, нахождения в природе: «Не навреди!»; сформировать экологически целесообразное поведение личности ребенка.

Результат программы

Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий.

Личностные:

· осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту и в природной среде;

· формировать культуру общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным;

· определять потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных;

· понимать необходимость бережного и естественного отношения к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы;

· определять характер взаимоотношений человека и природы.

Метапредметные:

· узнавать изученные объекты и явления живой природы;

· сравнивать объекты живой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

· проводить несложные наблюдения в окружающей среде за животными, используя простейшее оборудование и измерительные приборы;

· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

· формулировать выводы из изученного материала;

· работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, интернет);

· находить информацию из различных источников (энциклопедий, литературы);

· выполнять проектные и творческие работы;

· строить сообщения в устной форме;

· проводить сравнение по заданным признакам;

· осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

· обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности.

· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

· строить монологическое высказывание;

· допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

· формулировать собственное мнение и позицию;

· задавать вопросы;

· работать в группе и индивидуально.

Предметные:

· приводить примеры животных;

· соотносить группы животных и их существенные признаки;

· определять животных с помощью атласа-определителя;

· моделировать природные сообщества;

· использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;

· обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

· выполнять правила безопасного поведения в природе.

 

Материально-техническая база

компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.