Краевед-исследователь

       Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением учащихся, жизнью Мелекесского района и Ульяновской области.

       Практическая значимость программы заключается в следующем:

1. Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края.

2. Благодаря обучению по программе у учащихся формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю.

3. Учащиеся учатся проводить исследования, работать вместе с взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

       Преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы «Краевед-исследователь»: чтение и анализ краеведческих материалов, игры, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и детских научно-исследовательских работ, практические работы.

       Срок реализации 2 года

Педагоги

Карманаева Татьяна Владимировна, педагог допобразования первой квалификационной категории;

Надысова Валентина Александровна, педагог допобразования первой квалификационной категории;

Буцаева Наталья Валерьевна, педагог допобразования первой квалификационной категории;

Бекетова Тамара Николаевна, педагог допобразования высшей квалификационной категории;

Феклистова Татьяна Борисовна, педагог допобразования первой квалификационной категории;

Нефедова Татьяна Николаевна, педагог допобразования первой квалификационной категории;

Ленникова Надежда Валентиновна, педагог допобразования первой квалификационной категории, стаж работы 40 лет;

Маркелова Валентина Васильевна, педагог допобразования высшей квалификационной категории;

Кузнецова Марина Юрьевна, педагог допобразования первой квалификационной категории;

Владимиркина Елена Сергеевна, педагог допобразования высшей квалификационной категории;

Афанасьева Ирина Валентиновна, педагог допобразования первой квалификационной категории.

Содержание программы

1. Введение в программу–18 ч.

2. Мой край родной. История Мелекесского района–54 ч.

3. Мой край родной–36 ч.

4. Я и моя семья–32 ч.

5. Итоговые занятия–4 ч.

Итого–144 часа

Цели программы

Создание условий для всестороннего развития личности учащегося на основе личностно-ориентированной, краеведческой
деятельности и музейного дела.

Результат программы

Личностные результаты:

‒ формирование чувства гордости за свою малую родину, народ и историю своего края, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

‒ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

‒ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

‒ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

‒ освоение способов решения проблем творческого и поискового ха­рактера;

‒ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

‒ определять наиболее эффективные способы достижения результата;

‒ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

‒ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

‒ использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

‒ готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

‒ излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

‒ понимание краеведения как явления национального и мирового общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

‒ осознание значимости изучения краеведения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении научной и художественной литературы о родном городе;

‒ достижение необходимого для продолжения образования уровня краеведческой компетентности т. е. овладение элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных краеведческих понятий;

‒ использование разных видов чтения краеведческих текстов (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику этих текстов, участвовать в их обсуждении;

‒ умение самостоятельно выбирать интересующую краеведческую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

‒ умение работать с разными видами краеведческих материалов: исторических, географических, национальных; находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, связанных с изучением родного города.

Материально-техническая база

Для реализации данной программы необходимо иметь:

1. Помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

2. Столы для учащихся – 6 штук;

3. Стулья – 14 штук;

4. Стол – тумба – 1 штука;

5. Шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, конструкторских материалов;

6. Дидактический материал: иллюстрации, фотографии, карты таблицы, схемы, книги, видеопрезентации по темам;

7. Оборудование к игровым занятиям, тестовые задания, карточки, анкеты, опросники.

8. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.