Познай себя

Здоровый образ жизни – это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих – от правильного питания, занятия спортом, закаливания и т. д.

Физический, психический, моральный, экономический ущерб человеку и обществу наносят пьянство, алкоголизм, наркомания и курение. Все эти пороки, к сожалению, сегодня широко распространены среди молодежи. Реалии нашего времени таковы: в России рост наркомании за последние три года возрос в 5,5 раза, из них 13%- дети от 12-13 лет, 60%-подростки от 14-15 лет.

Курс «Познай себя» нацелен помочь подросткам противостоять отрицательному давлению социальной среды; подготовить подростков к принятию разумных решений.

Педагоги

Рангаева Екатерина Федоровна

Содержание программы

Содержание программы «Познай себя»

Тема 1. Введение. (2 часа)

Задачи и содержание курса. Что такое здоровье? Здоровье населения. Самооценка здоровья.

Выбор тем для самостоятельно исследования и проектирования.

Практикум: Изобразить здорового человека.

Тема: 2 Проблема охраны здоровья человека (4 часа)

Самый бесценный капитал.

Проблемы здоровья человечества. Болезни не знают границ. Состояние здоровья населения Ульяновской области. Чума 20-го века – СПИД. Возможности человеческого организма.

Тема: 3 Опора и движение организма (6 часов)

Клеточное строение организма. Из истории развития скелета. Части костного аппарата. Сочетание твердости и упругости. Пропорции тела. Рост человека. Рост человека в будущем. Две формы мышечной ткани. Великий ученый и хирург Н.И. Пирогов. Работа мышц нашего тела. Утомление и отдых. Статика и динамика человеческого тела. Спорт нужен каждому.

Тема: 4 Кровь. Кровообращение. (8 часов)

Первые открытия, меченые атомы в крови. Дыхательная функция крови, защитные свойства. Заражение и заболевание. Что такое иммунитет. Главная сила иммунитета. Роль И.И. Мечникова в открытии иммунитета. Антибиотики. Переливание крови. Профилактика сердечно – сосудистых заболеваний.

Тема: 5 Дыхание (4 часа)

Строение органов дыхания. Газообмен. Гигиена дыхания. Жизненная емкость легких. Вред курения. Болезни органов дыхания. Профилактика заболеваний.

Тема: 6 Пищеварение (2 часа)

Движение пищи. Гигиена питания.

Тема: 7 Обмен веществ и энергии (6 часов)

Превращения веществ. Белок – основа жизни. Жиры – не только источник энергии. Соли в организме. Активаторы жизни. Витамины, Н.И. Лунин. Роль витаминов в обмене веществ. Гормоны. Возрастные изменения обмена веществ. Ортобиоз – правильная жизнь. Социальные условия долголетия.

Тема: 8 Кожа (4 часа)

Кожные образования: жизнь волоса, ногти. Регуляция теплоотдачи. Потоотделение. Гигиена кожи. Солнечный свет – друг здоровья. Закаливание. Навыки точечного массажа. Перегрев и обмораживание.

Тема: 9 Нервная система (8 часов)

Строение нервной системы. Рост и развитие мозга. Одаренность людей и масса мозга. Творцы науки о мозге. Формы поведения животных и человека. Мозг и труд. Гигиена умственного труда. Сон, парадоксы сна. Здоровый сон. Расстройство сна. Гипноз и внушение. Лечение сном и внушением. Мозг и здоровье человека. Вред алкоголя для нервной системы.

 

Тема: 10 Анализаторы (6 часов)

Общие свойства анализаторов. Осязание. Боль. Вкус. Ощущение запаха. Зрение. Защита глаз. Влияние цвета на организм. Дефекты зрения В.П. Филатов. Слух. Орган равновесия. Ощущения от мышц. Обоняние.

Тема 11.Основы здорового образа жизни. (8 часов)

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные элементы ЗОЖ. Оценка образа жизни. Двигательная активность. Рациональное питание. О привычках. Саморегуляция.

Практикум:

1. Релаксационные упражнения.

2. Изучение и сравнение типов телосложения по Сию и Кречмеру.

3. Составление рационального меню школьников.

Анкетирование:

1. «Курить или не курить»

2. «Пить или не пить»

Тема 12. Физиология человека. (10 часов)

Опорно-двигательный аппарат. Компоненты массы. Гибкость тела. Физическое развитие, способы и методы его оценки. Мышечная сила. Способы и методы оценки телосложения. Нарушения.

1. Сердечно-сосудистая система.

2. Система органов дыхания.

3. Анализаторы. Нервная система.

4. Высшая нервная деятельность

Практикум:

1. Антропометрические исследования скелета туловища и головы.

2. Антропометрические исследования скелета и мышц конечностей.

3. Вычисление компонентов массы тела.

4. Оценка показателей физического развития с помощью расчётных формул. Мышечная сила.

5. Оценка гибкости тела. Определение пропорций тела.

6. Измерение артериального давления. Оценка работы сердца с помощью формул.

7. Опыты со зрением и слухом.

8. Исследование рефлекторных реакций человека.

Тема 13 Заключение (4 часа)

Выставка и презентация отчётных творческих работ обучающихся. Подведение итогов прохождения курса.

Цели программы

Формирование культуры здоровья человека.

Результат программы

Личностных результатов:

· формирование целостного мировоззрения;

· формирование ответственного отношения к учению, труду;

· знание основных принципов и правил, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

· реализация установок здорового образа жизни;

· сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение организма человека; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами:

· овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

· умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

· способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

· умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

· планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

· работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

· выделять главные и существенные признаки понятий;

· составлять описание объектов;

· составлять простые и сложные планы текста;

· оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Предметными результатами:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

· выделение существенных признаков организма человека (отличительных признаков

· организма человека); и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

· приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; биологических и социальных факторов антропогенеза; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

· объяснение роли биологии в практической деятельности людей; вклада отечественных ученых в развитие знаний об организме человека; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека;

· различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

· сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

· узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах и микропрепаратах, устанавливать и объяснять взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

· распознавать части скелета и основные мышцы на наглядных пособиях;

· объяснять механизм свертывания и переливания крови;

· выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

· овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Материально-техническая база

· Специализированный кабинет биологии.

· Компьютеры – на базе школы.

· Гербарные материалы.

· Таблицы.

· Муляжи, модели.

· Влажные препараты.

· Микроскопы.

· Наборы микропрепаратов.

· Видеофильмы, видеофрагменты.

· Компьютерные программы