Этикет и культура общения

Практическая значимость программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с начальных классов.

Кружок «Этикет и культура общения» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Педагоги

учитель начальных классов Рангаева Ольга Владимировна

Содержание программы

Раздел 1. Этика общения (15 часов)

Тема 1. Здравствуйте все!

«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.

Тема 2. Будем беречь друг друга.

Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.

Тема 3. Дружим с добрыми словами.

Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.

Тема 4. Любим добрые поступки.

Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.

Тема 5. Подари дело и слово доброе.

Тема 6. Умеем общаться.

Тема 7. Каждый интересен.

Тема 8. Подарок коллективу.

Тема 9. Оглянись внимательно вокруг.

Тема 10. Умение быть самим собой.

Тема 11. Что достойно гражданина.

Тема 12. Даже будни может труд сделать праздничными днями.

Тема 13. Праздник школьного вальса.

Тема 14-15. Приглашение к зеркалу.

Раздел 2. Этикет (17 часов)

Тема 16. Премудрости дедушки Этикета.

Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.

Тема 17. За столом с дедушкой Этикетом.

Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.

Тема 18. Школьные правила этикета.

Тема 19. Когда рядом много людей.

Тема 20. Как решать семейные проблемы.

Тема 21. Чистый ручеек вашей речи.

Тема 22. Встречаем Новый год.

Классный «Огонек» с праздничным столом.

Тема 23. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин

Тема 24-25. Твой стиль поведения.

Тема 26-27. Мальчики. Девочки.

Тема 28-29. Поиграем и подумаем.

Тема 30. Когда какое слово молвить.

Тема 31. За общим столом.

Тема 32. Доброта и доброжелательность.

 

Раздел 3. Этика отношений с окружающими (21 час)

Тема 33. Душа – это наше творение.

Тема 34. Отворите волшебные двери добра и доверия.

Тема 35. Хорошие песни к добру ведут.

Тема 36. Вглядись в себя, сравни с другими.

Тема 37. Помоги понять себя.

Тема 38. О настоящем и поддельном.

Тема 39-40. Тепло родного дома.

Тема 41-42. Поздравляем наших мам.

Тема 43. Цветы, цветы – в них Родины душа.

Тема 44.Когда солнце тебе улыбается.

Итоговое занятие – праздник весны и песни.

Тема 45. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)

Тема 46. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)

Тема 47. Родительский дом.

Тема 48. Любите ваших матерей.

Тема 49. «Поздравляем наших мам».

«Огонек», посвященный мамам.

Тема 50. О тех, кто сердце отдал людям.

Тема 51. Умей быть щедрым.

Тема 52. Праздник благодарности.

Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.

Тема 53. Добрыми делами славен человек.

Этика отношений в коллективе (19 часов)

Тема 54. Чтобы быть коллективом.

Тема 55. Коллектив начинается с меня.

Тема 56. Подарок коллективу.

Занятие проводится по традиционной методике.

Тема 57. Секретные советы девочкам и мальчикам.

Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».

Тема 58. Скажи себе сам.

Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.

Тема 59. Вот и стали добрей и умней.

Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.

Тема 60. Школе посвящается.

Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.

 

Тема 61. Расскажи мне обо мне.

Тема 62. Присмотритесь друг к другу.

Тема 63. Подарок коллективу.

Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.

Тема 64. Я, ты, мы.

Тема 65. О дружбе мальчиков и девочек.

Тема 66. Не хуже других.

Тема 67. «Скажи себе сам».

Тема 68. Храни достоинство свое повсюду, человек!

 

Цели программы

Воспитание грамотной культурной личности

Результат программы

Учащиеся должны знать:

· историю, виды и значение этикета;

· культуру внешнего вида, правила гигиены;

· правила жизни в обществе;

· правила поведения в семейном кругу, отношения с близкими людьми;

· культуру поведения в общественных местах;

· особенности поведения в школе;

· правильного питания, представление о вреде курения употребления алкоголя

· правила гостеприимства;

· правила дарения и получения подарков

· правила оформления писем, поздравлений.

· правила ведения переписки в сети Интернет

 

Учащиеся должны уметь:

· вести себя дома, на прогулке, в театре, в кино, в музее, в транспорте.

· следить за своим внешним видом, за своим здоровьем, соблюдать гигиену;

· правильно общаться с незнакомыми и близкими людьми, разговаривать по телефону;

· вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами;

· общаться с одноклассниками и учителями, решать конфликтные ситуации;

· общаться с представителями противоположного пола.

Материально-техническая база

Оборудование учебных аудиторий включает:

1. Рабочее место педагога дополнительного образования:

1.1. Компьютер (стационарный персональный компьютер, моноблок, или ноутбук) с предустановленным системным и прикладным программным обеспечением общего назначения, доступом к локальным сетевым ресурсам и ресурсам сети Интернет.

1.2. Интерактивная доска или проекционный экран.

1.3. Мебель (стол, стул)

2. Рабочие места для обучающихся из расчета численности в объединении 8 – 10 человек (столы ученические, стулья).

3. Учебное оборудование в соответствии с назначением кабинета.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплин в соответствии с назначением кабинета.