В мире танца

Искусство танца развивает ребенка многосторонне и гармонично: воспитывает любовь к прекрасному, позволяет самовыразиться, проявить и продемонстрировать свои способности, укрепляет здоровье, дает уверенность в себе, формирует осанку, красоту тела, придает грациозность в походке и движениям. Многоплановость и многожанровость хореографического искусства (от «классики» до «модерна», от сценических постановок до «уличных танцев») позволяет каждому ребёнку проявить свои способности и индивидуальность, и, вместе с тем, найти друзей по интересам, почувствовать себя частью слаженной, «двигающейся в такт» группы. Несмотря на значительное число серьёзных профессиональных коллективов, существующих в учреждениях культуры, дополнительного образования, школьные танцевальные кружки, студии, ансамбли пользуются неизменной популярностью у детей и подростков. Близость к дому, «родные стены» школы, возможность посещать занятия с друзьями и одноклассниками, ориентация расписания занятий и репертуара на реалии школьной жизни, выступления на школьных праздниках перед родителями, друзьями, учителями – всё это зачастую становится решающим фактором в выборе детского объединения.

Отбор содержания данной программы основан на идеях И.Я.Лернера о развитии личного опыта учащихся в 4-х аспектах: освоении «готовых» знаний о хореографии, различных способов деятельности человека в танцевальном искусстве, развитии опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного опыта ребенка.

 

Педагоги

Киселева Маргарита Вячеславовна

Содержание программы

В программе представлены следующие предметы: ритмика, классиче­ский танец, народный танец, современный танец, беседы о хо­реографии, актерское мастерство. Освоение программы предполагает постепенность в ов­ладении лексикой и техническими приемами, систематичность и регулярность занятий, целенаправленность учебного процесса, связь с такими жанрами искусства, как музыка, литература, живопись.

Значимой для успешной реализации программы является опора на предмет «Классический танец» на всех этапах обучения. Классический танец не только развивает физические данные воспитанников и формирует необходимые технические навыки, но является источни­ком высокой исполнительской культуры и средством эстетического и нравственного вос­питания детей. Владение техникой классического танца позволяет воспитанникам успешно освоить такие жанры, как народный и современный танец. При наличии условий для занятий классическим танцем, на данный предмет отводится 1-2 часа в неделю.

Предмет «Ритмика» является основным для 1 года обучения (подготовительный модуль, направлен на развитие музыкально-ритмической выразительности, пространственной ориентации ре­бенка. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В дальнейшем ритмическое воспитание осуществляется непосредственно через эле­менты танцевальных движений в процессе занятий. На практических занятиях дети при­учаются к сотворчеству, у них развиваются память, внимание, творческие способности.

В процессе освоения подготовительного модуля на 2-м году обучения целесообразно введение предмета «Детский танец» (1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по 1 часу).

Введение предмета «Актерское мастерство» (1 час в неделю) целесообразно в процессе освоения основного модуля с целью развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, подростка. Данный предмет помогает воспитаннику в созда­нии сценического образа.

 

Курс актерского мастерства основан на технологии игрового обучения. На занятиях по актерскому мастерству особое внимание уделяется развитию сценического внимания, воображения и фантазии, мышечной свободы, эмоциональной памяти, взаимодействию (умению слышать, видеть, понимать партнера), актерской смелости, чувства правды и веры (умения погрузиться в предлагаемые обстоятельства, поверить в них и совершить определенные действия).

Содержательную основу Основного модуля составляют предметы «Народ­но-сценический танец» (2 часа в неделю) и «Современный танец» (1 час в неделю). Они направлены на расширение предметных зна­ний по хореографии и обогащение исполнительских возможностей воспитанников. Народ­но-сценический танец раскрыва­ет красоту и образность национальных танцев, знакомит с культурой других народов. Современный танец расширяет поле для творческого самовыражения ребен­ка, способствует более полному физическому и пластическому развитию мышечного аппара­та детей, укреплению мышц, связок, суставов для исполнения разнообразных комбинаций современных танцевальных направлений, способствует гармонизации самооценки, успешной адаптации в среде сверстников.

Предмет «Беседы о хореографии» (теоретический курс, реализуемый в процессе освоения всех модулей программы, 1 час в неделю) знакомит воспитанников с историей развития хорео­графии, профессиями, связанными с хореографическим искусством, творчеством выдающихся исполнителей, постановщиков, балетмейстеров.

Ансамбль, постановка на протяжении всего срока обучения обеспечивают возможности коллективного творчества и предъявления результатов обучения в виде конкретных продуктов (танцев, этюдов, композиций, концертных номеров и т.д).

Цели программы

Цель и задачи программы.

Основная цель программы – способность эстетическому развитию подрастающего поколения через хореографию.

Для осуществления поставленной цели необходимо решать следующие задачи.

Учебно – музыкальные задачи:

- дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

- опираться в обучение на основные принципы педагогики;

- научить взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;

- научить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;

- привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие).

 

Развивающие задачи:

- развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

- развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;

- пробуждать фантазию, способность к импровизации;

- развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;

- сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;

- принимать участие в концертной жизни школы.

 

Результат программы

По окончании курса обучения воспитанник коллектива:

· освоит теоретический курс по хореографии

· Овладеет техникой танцевальных элементов.

· Научится выражать мысли, чувства, различные эмоциональные состояния своего героя через жесты, мимику, пластику.

· Разовьет мышечную, зрительную и музыкальную память, а также координацию движений. Научится аккуратности и дисциплинированности.

· Овладеет основными знаниями и умениями по классической, народной и современной хореографии.

· Приобретёт опыт коллективного взаимодействия, выступлений на различных концертных площадках.

Особые условия проведения

Востребованность программы со стороны педагогов, воспитанников и их родителей в значительной степени определяется:

- интересом к классическим эталонам искусства, определяющим развитие современ­ной музыки, театра, танца;

- стремлением к самостоятельным пробам детей и подростков в освоении классических и современных направлений хореографии;

- поиском форм, способов, средств поддержки культуры здорового образа жизни под­растающего поколения, формирования ценностного отношения к физическому и психиче­скому здоровью человека.

Материально-техническая база

· Зал для занятий хореографией (в соответствии с САНПИНами), зал со сценической площадкой.

· Магнитофон, телевизор, видеомагнитофон (компьютер)

· Костюмерная.

1. Дидактическое обеспечение: медиатека, подборка литературы по разделам программы (см. список литературы для воспитанников).

2. Организационно-педагогические: возможность участия во внутришкольных мероприятиях, хореографических конкурсах и фестивалях различного уровня.