Клуб любителей шахмат (точка роста) (Новая Малыкла)

Отличительной особенностью нового Федерального стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Шахматы – старинная, мудрая игра, возникшая в 5 – 7 веках, предположительно в Индии. Со временом игра перекочевала во все континенты, правила игры постепенно изменились, а сама игра все больше распространялась.

Несколько веков спорят, что такое шахматы – спорт, искусство или наука? Ответить на эти вопросы невозможно, так как шахматы содержат все эти компоненты. Доминируют разные начала в зависимости от различных ситуаций. В большинстве случаев – сочетание всех компонентов.

Шахматы – это бесчисленное количество вариантов. Чтобы разобраться в огромном разнообразии, необходимо правильно оценивать позицию после каждого хода.

Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала обучающихся, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера.

Она вариативна, может корректироваться в ходе деятельности самого обучающегося. Юный шахматист с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формирует цели, отбирает тематику, составляет план работы с учетом своих индивидуальных качеств.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Данная программа позволяет формировать и развивать качества необходимые современному человеку: самостоятельность, критичность мышления: умение мыслить как логически, так и творчески; развитую интуицию, умение концентрироваться, собираться в критических ситуациях; быть последовательным в достижении поставленной цели; способность бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

Новизна программы представлена в освоении шахматной игры с нулевого уровня, постепенным освоении азов шахмат. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой фигуры, ее возможности в зависимости от каждого хода.

Программа клуба любителей шахмат носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.

В клуб любителей шахмат принимаются учащиеся среднего школьного возраста (11 – 14 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект. Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.

Программа интегрирована с ежегодным графиком районных и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Базовый уровень обучающихся шахматного объединения достигается в результате усвоения системы взаимосвязанных основ шахматной игры, имеющие элементы как позиционной так и комбинационной игры.

Педагоги

Педагог дополнительного образования - Кадямов Равиль Гамирович

Содержание программы

1-й год обучения

Вводное занятие

 

РАЗДЕЛ 1. Основы шахматной игры

Теория:

Практика:

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой фигуры в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

 

РАЗДЕЛ 2. Шахматные окончания (эндшпиль)

Теория:

Практика:

1. Мат одинокому королю ферзем и ладьей.

2. Мат одинокому королю двумя ладьями.

3. Мат одинокому королю королем и ферзем.

4. Мат одинокому королю королем и ладьей.

5. Король и пешка против короля.

6. Король и легкая фигура против короля и пешки.

7. Король и ферзь против короля и пешки.

8. Король и ферзь против короля и слона.

9. Король и ферзь против короля и ладьи.

10. Король и ферзь против короля и 2-х пешек.

11. Король и 2 пешки против короля и пешки.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. Исторические сведения

Теория:

1. Знаменитые русские шахматисты.

2. Знаменитые советские шахматисты.

3. Некоронованные чемпионы.

РАЗДЕЛ 4. Шахматные дебюты (начала)

1. Открытые начала.

2. Закрытые начала.

3. Полуоткрытые начала.

4. Ошибки в дебютах

РАЗДЕЛ 5. Практические занятия

Практика:

Двусторонняя игра

РАЗДЕЛ 6. Соревнования

1. Внутриклубные соревнования.

2. Внутришкольные соревнования

Итоговое занятие

Цели программы

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

Личностные:

-создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы;

-установка на здоровый образ жизни;

-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопережевания чувствам других людей;

-личностный рост каждого ребенка из года в год, от соревнования к соревнованию.

Метапредметные результаты освоения программы курса:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

-умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

- умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся;

- умение различать способ и результат действия;

- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;

- способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

- умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение задавать вопросы;

- умение получать помощь;

- умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами;

- умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи, синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании);

-способность принять другую точку зрения, отличную от своей.

 

Предметные:

- знание основных стратегических и тактических идей большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре,

- владение всеми элементами шахматной тактики и техникой расчета вариантов в практической игре;

- освоение стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

- освоение способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях;

- комплексное формирование основ шахматной культуры;

- умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

- умение ставить мат с разных позиций;

- умение решать задачи на мат в несколько ходов;

- умение записывать шахматную партию;

- умение проводить комбинации.

 

К концу 1 года обучения учащиеся

Должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, выигрыш, проигрыш, ничья;

- названия шахматных фигур: король, ферзь, ладья, конь, слон, пешка;

-правила хода, взятия каждой фигуры.

Должны уметь:

-ориентироваться на шахматной доске;

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил ФИДЕ;

-правильно помещать шахматную доску между партнерами;

-правильно расставлять фигуры перед игрой;

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

-рокировать.

Материально-техническая база

Материально- технические условия реализации программы

- хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;

- компьютер;

- комплекты шахмат;

- часы шахматные;

- демонстрационные шахматы;

- столы ученические;

- стулья, доска классная;

- компьютерный класс (в отдельных случаях);

- тетради, ручки;

- комплекты шашек.