ДООП «Хоровое пение»

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое пение» (далее ДООП «Хоровое пение») муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Детская школа искусств № 12 г. Ульяновска является системой учебно-методических документов и определяет содержание и организацию образовательного процесса в МБУ ДО ДШИ № 12 г. Ульяновска.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хоровое пение» МБУ ДО ДШИ № 12 составлена в соответствии с рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191-01-39/06-ГИ по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хорового пения в детских музыкальных школах и школах искусств.

Дополнительная общеобразовательная программа имеет художественную направленность, является общеразвивающей, направлена на приобщение детей к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование и развитие инструментально-исполнительских умений и навыков, способствует эстетическому воспитанию граждан, привлечению наибольшего количества детей к художественному образованию (часть 1 статьи 83 273-ФЗ "Об образовании в РФ").

Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности с учетом лучших традиций художественного образования, запросов и потребностей детей и родителей (законных представителей).

При реализации Программы учитывается занятость детей в общеобразовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

Данная программа составлена, прежде всего, в соответствии с современными объективными условиями существования образовательных учреждений дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеразвивающие программы.

Актуальность программы заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают обучаться в классе хорового пения. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития учащихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение будет направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания.

Новизной данной программы является введение учебных планов нового поколения в образовательный процесс ДШИ и создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся, а также обеспечение решения задач индивидуального подхода к обучению, что позволит более точно определить перспективы развития каждого ученика и тем самым дать возможность большему количеству учащихся включиться в процесс художественного образования, а также возможность перехода на обучение по программам по Федеральным Государственным Требованиям.

В работе используются:

- информативно-коммуникативные и педагогические технологии;

- игровой метод обучения;

- эмоционально-насыщенное общение;

- предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

Педагоги

Сазонова Маргарита Николаевна преподаватель хоровых дисциплин высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Программа реализуется посредством:

· личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

· вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

· обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.

Принципы построения программы:

- Принцип комплексности;

- Принцип последовательности;

- Принцип доступности;

- Принцип сочетания индивидуального и комплексного образования;

- Принцип активной деятельности учащихся;

- Принцип гуманистической направленности;

- Принцип связи теории с практикой;

- Принцип преемственности.

 

Форма и режим занятий

· Групповая, мелкогрупповая и индивидуальная.

Занятия подразделяются на аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные).

При этом аудиторные занятия проводятся индивидуально, по группам (групповые и мелкогрупповые занятия).

Количество учащихся при групповой форме занятий – от 10 человек, мелкогрупповой форме – от 4-х до 10 человек.

Цели программы

Цель программы — воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства через развитие музыкальных способностей посредством обучения вокально-хоровому пению.

Задачи:

Обучающие:

·        обучить коллективному исполнению вокально-хоровых произведений (пение в ансамбле),

·        обучить основам музыкальной грамоты;

·        сформировать навыки игры на фортепиано.

Воспитательные:

·        воспитать у детей устойчивый интерес к занятиям музыкой и умение ориентироваться в музыкальных стилях;

·        воспитать и поощрять у учащихся интерес к целенаправленной самостоятельной работе;

·        воспитать интерес к музыкальному искусству;

·        воспитать черты характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность);

·        воспитать художественно-эстетический, музыкальный вкус, самостоятельность суждений.

Развивающие:

·        развить у детей общие музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память;

·        развить образно-ассоциативное мышление, интеллект – через знакомство с историей мировой хоровой литературы;

·        совершенствовать музыкально-творческую деятельность;

·        развить мышление, воображение, восприятие;

·        развить физически (правильное певческое дыхание, правильная певческая установка, развитие артикуляционного аппарата, выносливость).

Результат программы

К концу первого года обучения ученик должен

знать:

· строение инструмента, его выразительные возможности;

· правила посадки за инструментом, положение корпуса, рук, ног;

· ноты первой, второй, малой, большой октав;

· общепринятую схему длительностей нот, понятия о пульсе и ритме;

· простейшие ритмические деления;

· знать способы звукоизвлечения: нон легато, легато, стаккато;

· понятия мотивных и фразировочных лиг;

· размеры 2/4, 3/4, 4/4;

· длительности пауз;

· динамические оттенки.

· встречающиеся музыкальные термины;

· понятия: скрипичный и басовый ключи, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки ;

Уметь:

· правильно и удобно сидеть за инструментом;

· владеть основными приёмами игры : non legato, legato, staccato,

· осознавать связь слуховых и двигательных ощущений;

· использовать организованные и свободные движения руки;

· воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах;

· эмоционально воспринимать музыку;

· передавать характер музыкального произведения

· осмысленно воспринимать нотный текст;

· концентрировать внимание;

· спеть песню с поддержкой аккомпанемента;

· подобрать по слуху лёгкую мелодию или попевку

· транспонировать выученную попевку;

· определить общий контур мелодической линии, используя начальные навыки «графического» восприятия нотной записи;

· читать с листа мелодии в пятипальцевой аппликатурной позиции с элементарным ритмическим рисунком, используя штрихи нон легато, легато, стаккато;

· играть в ансамбле с педагогом;

· самостоятельно работать дома.

навыки:

· формирование комплекса специальных навыков: звуковысотного слуха; ладового чувства, элементарного чувства ритма.

· формирование музыкально-исполнительских навыков;

· проявление интереса к музыкальным знаниям;

· культуры поведения на сцене.

 

Второй год обучения

Исполнительство

Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Игра в ансамбле.

К концу 2 года обучения ученик должен знать:

· приемы организации пианистического аппарата;

· необходимую (на данном этапе) исполнительскую терминологию

· ноты на добавочных линейках (не более двух) в скрипичном и басовом ключах.

· аппликатурный принцип параллельного движения голосов в двух руках (осознать соответствие пальцев правой и левой рук);

· состав и построение интервалов (терций, кварт, квинт);

Уметь:

· контролировать свободу аппарата;

· совершенствовать виды исполнения: нон легато, легато, стаккато;

· исполнять посильные музыкальные произведения разных жанров;

· осознать характер и образ исполняемых произведений;

· эмоционально воспринимать музыку;

· передать характер музыкального произведения в исполнении;

· осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;

· быстро узнавать в музыкальном тексте интервалы (терции, квинты, кварты) по их графическому рисунку;

· читать с листа мелодии с аккомпанементом квинтами;

· овладеть начальными навыками игры почти не глядя на руки.

навыки:

· музыкально-исполнительские навыки;

· навык ощущения клавиатуры для правильного звукоизвлечения;

· проявление устойчивого интереса к музыкальным занятиям;

· развитие навыков совместного музицирования;

· развитие начальных навыков подбора по слуху и чтения с листа;

· подготовки к концертному выступлению.

 

Третий год обучения

Дальнейшая работа над пианистическим аппаратом; чтение с листа пьес различного характера; дальнейшее изучение музыкальной терминологии; исполнение в ансамбле с педагогом; тщательное изучение намеченных произведений учебного репертуара; разнообразные формы музицирования.

Цель этого периода – развивающее обучение. Развитие индивидуальности, характера; воспитание направленного внимания; осознание связи слуховых и двигательных ощущений.

В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Расширение образного строя исполняемого репертуара. За год учащийся должен освоить:

4 этюда,

3 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть сонатины, или вариации

1-2 ансамбля

Работа над годовым репертуаром допускает эскизное изучение, ознакомление, подготовку произведений к концертным выступлениям.. Ученик должен выступать на концертах и подготовить три произведения для контрольных мероприятий.