Финансовая грамотность

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» является модифицированной.

· Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

· Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

· Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой диагностики за курс основной общеобразовательной школы.

 

-Уровень освоения программы.

Программа «Финансовая грамотность» является стартовой.

"Стартовый уровень" предполагает использование и реализации общедоступных и универсальных форм организации материала минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Реализация стартового уровня предполагает на один год обучения в количестве до 144 часов. Данная программа используется:

· как самостоятельный курс освоения определенного вида деятельности;

· как первая ступень – переход к базовой общеразвивающей программе обучения.

-Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая.

Современность предлагаемой программы, повышение уровня финансовой грамотности и культуры разумного потребления, особенно в детской и молодежной среде в связи.

Научив ребёнка азам финансовой грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому финансовому образованию.

Курс «Финансовая грамотность» – инновация в школьном образовании и дошкольном образовании.

-Адресат программы.

Возрастной диапазон освоения программы «Финансовая грамотность» – учащиеся 5-7 классов (11-13 лет). В группе занимаются 15 учащихся, разного уровня и разных способностей.

-Объём программы: продолжительность образовательного процесса – 144 часа за один год. За неделю 4 часа, за месяц 16 часов, Итого: 36 учебных недель.

Программа "Финансовая грамотность" является модульной.

-Режим занятий: Занятия проводятся по первому году 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа), занятие продолжительностью 45 минут и переменка 10 минут в одной группе.

Состав учебной группы постоянный.

 

Педагоги

Рахметуллова Гузель Радиковна педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 модуль-64 часа

Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Сбор сведений об учащихся.

Тема: Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения.

Форма занятия: групповая. Викторина по правилам ПДД.

Теория: Озанакомление с правилами по ТБ. на занятиях. Повторение правил ПДД.

Практика: составление безопасного маршрута из дома в школу. Обсуждение аварийных ситуаций.

Методы: наглядный и беседа.

Контроль: опрос по технике безопасного поведения на занятиях правилам дорожного движения.

Раздел 1. Обмен и деньги (54 часа).

Тема: Что такое деньги? Для чего они нужны.

Форма занятия: групповая. Учебно-комбинированая.

Теория: Понятие «деньги». Функции денег.

Практика: обсуждение функции денег. Деловая игра.

Методы: Рассказ

Контроль: опрос по данной теме.

Тема: Появление обмена товаров, бартер.

Понятие «бартер». Значение в хозяйственной деятельности. Достоинства и недостатки бартерного обмена.

 

 

Тема: Первые деньги.

Милетская денежная система. Фокейская денежная система.

Современные деньги, их виды.

Функции современных денег. Монеты, банкноты. Валюты разных стран. Ликвидность.

История возникновения монет.

История появления денег. Нумизматика. Переход от бартера к системе купли-продажи.

Монеты мира и их виды.

Виды монет. Эгимская и Эвбейская системы.

Самые необычные монеты.

Монета-лопата. Монета с лампочкой. Монета «иллюзия». Монета со святой водой. Говорящая монета. Квадратная копейка.

История возникновения бумажных денег.

Ассигнации. Достоинства и недостатки бумажных денег.

Номинал банкнот. Виды бумажных денег.

Как определить номинал банкнот. Как менялись банкноты. Бумажные деньги разных стран мира.

Интересные факты о деньгах.

Римская богиня Юнона и её роль в названии «монеты». Купюра «500 евро». «Деньга копейная». Самая крупная купюра.

Игровой квест по теме "Деньги".

Способы подделки монет и бумажных денег.

История фальшивомонетничества в России. Фальшивомонетничество на государственном уровне. Эфраимиты. Операция "Бернхард".

Способы защиты банкнот от подделки.

Цели программы

развитие компетенций финансовой грамотности учащихся среднего школьного возраста от 11 до 13 лет, формирование  у них базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

Результат программы

1.3. Планируемые результаты

 

Личностными результатами изучения программы «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

 

Метапредметными результатами изучения программы «Финансовая грамотность» являются:

-познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

-регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

-коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметными результатами изучения программы «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Особые условия проведения

Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:

1. Начальная диагностика проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы.

2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы.

Регулярно проводится текущая диагностика, которая позволяет выявить уровень усвоения знаний по конкретному разделу программы.

Начальная и Текущая диагностика:

• устный опрос;

• письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;

• тестовое задание;

• решение задач;

• решение кроссворда и анаграммы;

• мини-исследование;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер.

 

Кадровое обеспечение-педагог дополнительного образования.

Оборудованное и технически оснащённый кабинет.

Форма обучения учащихся очная. Форма проведения занятий с учащимися: групповая, индивидуальная, работа с подгруппами.

Для достижения поставленных целей и с учётом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

· Игры.

· Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

· Работа с источниками экономической информации.

· Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках.

· Интерактивные технологии.

· Индивидуальная работа.

В рамках изучения программы предполагается использование дидактических игр: «Бюджет моей семьи», «Расходы семьи», «Для чего нужны деньги?», «Что быстрее купят?», «Советы покупателю», «Чего нельзя купить?», «Что дороже?», «Цепочка экономических слов», «Бартер», «Где, что можно купить»; сюжетно-дидактических игр: «Товарный склад», «Рекламное агентство», «Волшебная копилка», «Супермаркет» и т.д.; игра-классификация – "Где доходы, где расходы?"

Итоговый контроль обученности учащихся:

• викторина;

• тест.

Внеурочная деятельность:

• творческая работа;

• проект.

Материально-техническая база

ПАСПОРТ КАБИНЕТА № 3

1. Фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования: Рахметуллова Гузель Радиковна.

2. Ответственный за кабинет: Рахметуллова Гузель Радиковна.

3. Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете: Рахметуллова Гузель Радиковна

4. Площадь кабинета: 60 кв.м.

5. Число посадочных мест: 24

 

Юридический адрес кабинета.

Кабинет № 3 – принадлежит Муниципальному общеобразовательному учреждению Тимирязевская СШ.

 

Характеристика учебных мастерских.

Кабинет расположен на 2 этаже. Номер кабинета 3.

Площадь кабинета 60 кв. м. В кабинете имеется 2 окна. Вентиляционная система кабинета оконная. Имеется шкафы, компьютер. Эстетическое оформление хорошее. Имеется в достаточном количестве литературы, учебных пособий, дидактических заданий, плакатов.

 

2.5. Методическое обеспечение программы.

 

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации;

Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы: 9 штук; стулья: 18 штук.

Технические средства: компьютер, экран, проектор.

У каждого ученика – блокнот, ручка.

 

2.6. Список литературы и интернет-источников.

 

Литература для педагога:

 

1. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 8-9 классов общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.

2. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов, Финансовая грамотность. 10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.

3. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 8-9 классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.

4. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.

5. Н. Розанова Банк: от клиента до президента: Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов М.: Вита-Пресс, 2008 г.

6. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.

 

Интернет-ресурсы:

1. www.nlu.ru

2. www.banki.ru

3. www.banki.ru

4. www.nalog.ru

5. www.prostrahovanie.ru