Проба пера

В основе программы кружка "Проба пера" лежит освоение интересующимися журналистикой школьниками особенностей журналистского труда посредством творческой деятельности. Занятия в кружке способствуют формированию нравственных убеждений, эстетического вкуса, художественных навыков, такта, коммуникативного опыта, жизненной активности.  Занимаясь в кружке и являясь корреспондентами лицейской периодики "Великолепная семёрка", молодые люди смогут донести своё мнение до окружающих, повлиять на ход событий, не оставаясь безучастными наблюдателями.

Педагоги

Сандркина Татьяна Николаевна

Содержание программы

Учебный план:

1. Введение: значение курса, его цели и задачи. История журналистики. Профессиональные качества журналиста.

2. Газета и журнал. Особенности радио -  и тележурналистики. Интернет - СМИ. Типы СМИ в зависимости от аудитории.

3. Краткая характеристика газетных жанров. Информационные жанры. 

4. Аналитические жанры.

5. Художественно-публицистические жанры.

6. Хроникальная информация. Понятие о хронике. Специфика жанра. Язык и стиль хроникальной информации.

7. Событие, ситуация как предмет отображения в журналистике. Источники информации, методы сбора.

8. Способы подачи информации. Заметка: черты, структура, назначение, функции. Тематика заметки.

9. Стилистические особенности и языковые средства заметки.

10. Заголовок, его функции и роль в публикации. Художественно-изобразительные средства заголовка.

11. Анонс: специфика, функции и назначение. Сходство и отличие анонса от рекламы и объявления.

12. Блиц-портрет.

13. Информационная корреспонденция, её отличие от заметки и репортажа.

14. Информационный отчёт. Виды отчётов. Цитаты и авторское "я" в отчёте. Язык и стиль отчёта. 

15. Интервью. Композиция интервью, классификация. Вопросы для интервью. Технология для получения интервью.

16. Репортаж. Особенности газетного репортажа.

17. Дизайн и вёрстка газеты. Свойства зрительного восприятия. Особенности дизайна подростковых СМИ. 

18. Профессиональная этика журналиста. Её сущность, основные функции, каноны. Кодекс профессиональной этики российского журналиста.

19. Правовые и этические основы журналистики. Конституция о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. 

20. Ответственность за нарушение закона. Авторское право в журналистике. Защита авторских прав. Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации.

21. Проект газеты. Выполнение проекта. Структура редакции и распределение функций в ней. Планирование газеты. Модель периодического издания. Формат и объём издания. Название и оформление. Создание графического плана размещения текстов, иллюстраций, заголовков, подписей на полосах. Выбор шрифтов. Организация материалов номера. Макетирование газеты. Техническое обеспечение газеты. Защита проекта.

Цели программы

Цель программы - организация помощи в освоении азов профессии журналиста, формирование навыков поисково-исследовательской деятельности, совершенствование речевого мастерства, развитие творческой и социальной активности, приобретение опыта коллективной и индивидуальной работы.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

- знание азов журналистики;

- владение навыками стилистического анализа газетных текстов;

- создание авторских газетных материалов в школьной газете и городских СМИ;

- владение навыками поисково-исследовательской деятельности;

- позитивное восприятие жизни;

- коммуникативно-личностная компетенция;

- творческая и социальная активность

Особые условия проведения

Ограничения при приёме в данный кружок только по возрасту, принимаются дети с 13 лет (7 класс).

Материально-техническая база

ноутбук с выходом в Интернет, ресурсы школьного ИБЦ