Речецветик (платные услуги)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции и развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста "Речецветик«.

Программа «Речецветик» является модифицированной (адаптированной), при ее составлении были использованы программы: Нищева. Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО – спб.: ООО «издательство детство-пресс» 2015., скорректирована с учётом возраста обучающихся.

Программа разработана для работы с детьми 4-7 лет, имеющих лёгкие речевые нарушения (НР), касающиеся в основном фонетической стороны речи.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты. Учитывая эффективность ранней логопедической работы, возникла необходимость организовать дополнительную образовательную услугу, направленную на раннюю коррекцию и профилактику речевых нарушений для детей 4-7 лет, посещающих группы детского сада общеразвивающего вида.

Педагогическая целесообразность. Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста даёт возможность охватить логопедическим воздействием всех детей с лёгкими речевыми нарушениями (НР), осуществлять профилактическую работу с детьми по предупреждению проявлений речевых нарушений в школьном возрасте, способствует развитию фонематического восприятия, формированию навыков анализа и синтеза речи.

Новизна программы. Программа включает в себя комплексное сочетание коррекции звукопроизношения, здоровье сберегающих технологий, развитие лексико – грамматических категорий и развитие связной речи.

Отличительные особенности программы. Дополнительная образовательная программа содержит следующие добавления и изменения: Данная дополнительная образовательная программа предусматривает одновременное воздействие информации на сенсорную, двигательную, интеллектуальную и эмоциональную сферы детей, что будет способствовать коррекционной направленности занятий. Содержание данной программы направлено на развитие у детей общих речевых навыков, слухового и зрительного внимания, укрепление артикуляционной моторики, развитие мелкой и общей моторики, связной речи в условиях дополнительного образования дошкольников.

Педагоги

Климашина Екатерина Валерьевна

Содержание программы

 

 

Содержание Программы охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления речевого развития детей:

1. Развитие словаря.

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

3. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа:

• развитие просодической стороны речи;

• коррекция произносительной стороны речи;

• работа над слоговой структурой слова;

• совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза;

4. Обучение элементам грамоты.

5. Развитие связной речи и речевого общения.

Логопедическая работа делится на 3 периода:

1период – октябрь, ноябрь;

2период – декабрь, январь, февраль;

3период – март, апрель, май.
Практические методы

Приемы: Упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Игра – сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Моделирование – процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

Наглядные методы

Приёмы:

- наблюдения,

- рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей,

- прослушивание аудиозаписей,

- показ образца задания, способа действия

Словесные методы

Приёмы:

– заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

– пересказ;

– обобщающая беседа;

– рассказывание без опоры на наглядный материал.
Форма организации образовательного процесса: групповая, воспитанники в возрасте 4-7 лет.

Занятия разработаны в игровой форме с применением игровых приемов и разнообразного дидактического материала. Каждого занятия подчинено определенной лексической теме. Лексическая тема отражена в упражнениях по развитию общей, мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию дыхания и голоса, и в лексико-грамматических упражнениях.

Цели программы

Цель программы – максимальное содействие развитию детей путем логопедического воздействия на уровень усвоения готовности к обучению в школе, освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормами.

Задачи:

- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения);

- совершенствовать фонематический слух;

- совершенствовать умения в усвоении лексических и грамматических средств языка;

- совершенствовать навыки связной речи.

Результат программы

Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет) Речевое развитие. Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребенка интонирована.

Старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет) Речевое развитие. Ребенок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно- ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации; ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

Особые условия проведения

В группы для обучения по данной программе зачисляются дети в возрасте от 4 до 7 лет посещающие МБДОУ ЦРР -детский сад № 242 «Садко».

Материально-техническая база

Характеристика оборудования и инструментов, используемые для оказания услуги

Наполнение и содержание опирается на рекомендации программы Н.В. Нищевой:

· Отдельное помещение

· Уголок (с зеркалом)

· Стулья

· Учебно – методические:

1.Развитие речевого дыхания.

Наборы султанчиков, вертушек, колпачков. Игры: «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу», «Лыжник» и т.д.. Картотека игр на развитие речевого дыхания. Альбом дыхательной гимнастики Нищевой Н.В

2.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Альбом упражнений артикуляционной гимнастики Нищевой Н.В. Образные картинки для проведения артикуляционной гимнастики. Игрушки. Профили артикуляции звуков.

3.Автоматизация и дифференциация звуков.

Карточки с речевым материалом для автоматизации, дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Предметные картинки для автоматизации и дифференциации звуков в словах. Серии картинок для закрепления правильного звукопроизношения в связной речи. Настольные дидактические игры (домино, лото и др.) на автоматизацию определенного звука, группы звуков, на дифференциацию звуков. Альбомы с иллюстрациями и игровыми упражнениями на автоматизацию и дифференциацию звуков Книжки с короткими текстами для чтения.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия.

Карточки «Определи место звука в слове», «Синичка». Карточки – символы гласных и согласных звуков. Предметные картинки для выделения звука из слова (в разных позициях). Дидактический материал и игры на деление слов на слоги. Демонстрационный и раздаточный материал для составления звукослоговой схемы слов. Дидактические игры на выделение звука из состава слова типа «Цепочка», «Поезд», «Поймай рыбку», «Чемоданы», «Наряди ёлочки», «Подбери слово к схеме» и др. Материал для анализа предложений (набор сюжетных и предметных картинок, схемы предложений). Картотека игровых упражнений по формированию фонематического восприятия. Картотека игровых упражнений по формированию слоговой структуры слова.

 

Стоимость

На основании Постановления Администрации города Ульяновска от 04.12.2019 г. № 2492 «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка – детским садом № 242 «Садко» один час группового занятия по программе «Речецветик», за одного обучающегося – 53 руб.