«Разноцветный мир» (платные услуги)

Дополнительная общеразвивающая программа «Разноцветный мир» имеет художественную направленность. Дополнительная образовательная программа «Разноцветный мир» направлена на развитие художественно-творческих способностей детей посредством знакомства с новыми для них техниками изобразительной и прикладной деятельности, вызывающими интерес и мотивацию к творчеству, конструированию и проектированию, освоению новых форм и видов творческой мысли.

Материалы, взятые за основу составления программы.

Программа «Разноцветный мир» является модифицированной (адаптированной), при ее составлении были использованы программы: художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Занятия по рисованию с дошкольниками» Р.Г. Казаковой.

Актуальность программы:

Программа способствует повышению внутренней мотивации ребенка, появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты художественно-творческих решений при изготовлении изделий; имеет развивающий характер.

Новизна программы.

Новизна программы заключается в том, что она объединяет разные виды художественно-творческой деятельности: изобразительную, художественно-графическую, моделирование и конструирование из бумаги. Знакомясь с этими видами художественно-творческой деятельности, обучающиеся овладевают знаниями и навыками плоскостной, объемной и объемно-пространственной структуры, композиционных законов, законов цветоведения, приемов и средств формообразования.

Отличительные особенности программы.

В программе учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

– возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации;

– в процессе обучения по дополнительной общеобразовательной программе делается упор на индивидуальные особенности каждого обучающегося и углубленное изучение темы.

– программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по художественному творчеству.

Возраст обучающихся: 4-7 лет.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на три года.

 

Педагоги

Парфёнова Ирина Анатольевна

Содержание программы

Содержание программы ориентировано на: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном и художественно-эстетическом развитии; формирование и развитие творческих способностей обучающихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития и творческого труда обучающихся; социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; формирование общей культуры обучающихся.

В занятия входят такие виды художественно-творческой деятельности: изобразительная, художественно-графическая, моделирование и конструирование из бумаги, природного и бытового материала.

Формы организации НОД: групповая форма.

Структура проведения совместной образовательной деятельности педагога с детьми:
1. Подготовительная часть
Планирование работы (поиск решения, гипотезы).

Организация рабочего места (выбор материалов, инструментов).

Гимнастика для пальцев и кистей рук.
2. Вводная часть (мотивационная)
Дружественное приветствие.

Вводная беседа (мотивация на основе игровых и проблемных ситуаций, личная заинтересованность).
3. Основная часть (содержательная)
Работа в нетрадиционных техниках изображения, рисования, моделирования и конструирования из бумаги с использованием разнофактурного материала по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Самостоятельная работа ребенка сопровождается помощью взрослого, по необходимости.
4. Проведение физкультминутки
Физкультминутки
5. Заключительная часть (рефлексивная)
Анализ работы (продукта труда и деятельности). Уборка рабочего места.

Методы и приемы

Информационно-рецептивные методы:

· Наблюдение

· Обследование предметов и игрушек

· Рассматривание картин и иллюстраций,

· Освоение (показ) способа действий, беседы и др.

Репродуктивные методы:

· Упражнение

· Работа с наглядными пособиями

· Исследовательские, эвристические методы проблемного изложения.

· Игровые приемы

Средства

· Репродукции картин

· Художественные фотографии и рисунки архитектурных и скульптурных объектов

· Предметы народных промыслов

· Эстетические объекты быта и природы

· Модели

· Наглядность специальных демонстрационных материалов

· Компьютерные технологии и др.

Дополнительные методы и приемы работы с воспитанниками.

Словесный метод – используется на каждом занятии в форме беседы, рассказа, изложения нового материала, закрепления изученного и повторения пройденного.

Самостоятельная творческая работа – развивает самостоятельность, воображение, способствует выработке творческого подхода к выполнению задания, поиску нестандартных творческих решений.

Коллективная работа – один из методов, приучающий детей справляться с поставленной задачей сообща, учитывать мнение окружающих. Способствует взаимопониманию между членами группы, созданию дружественной обстановки.

Отработка технических навыков работы с художественными материалами и инструментами, способствует повышению качества работы, учит терпению, аккуратности, целеустремленности.

Репродуктивный метод– используется педагогом для наглядной демонстрации способов работы, выполнения отдельных ее элементов при объяснении нового материала.

Смотр творческих достижений – используется на каждом занятии для определения типичных ошибок, достоинств и недостатков каждой работы, обмена опытом.

Цели программы

Цель программы: развитие творческого потенциала и индивидуальных качеств личности обучающихся средствами художественно-творческой деятельности.

Задачи:

· Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

· Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

· Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация, изготовление поделок из ткани, бумаги, природного и бросового материала).

· Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной.)

Результат программы

Первый год обучения (4-5 лет)

По окончании обучения обучающиеся будут:

· Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

· Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.

· Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочки, песком.

· Знать основные приемы работы с природным материалом в нетрадиционных техниках изображения.

· Создавать изображение предмета (узор) по образцу и показу воспитателя.

· Знать основные приемы художественной обработки бумаги (сминание, сгибание, вырезание).

· Лепить по образцу и показу предметы, состоящие из нескольких частей разной формы, передает характерные признаки.

· Разминать тесто, глину пальцами и ладонями обеих рук; отламывать от большого куска теста, глины маленькие кусочки, скатывать в шарики, раскатывать в столбики, колбаски.

· Сотрудничать в группе, оказывать помощь, стремится проявлять самостоятельность.

· Доводить начатую работу до конца.

· Транслировать свои эмоции и чувства.

· Оценивать свою работу.

Второй год обучения (5-6 лет)

По окончании обучения обучающиеся будут:

· Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

· Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительности образов.

· Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.

· Пользоваться графическими и живописными материалами (акварель, гуашь и др.).

· Применять основные законы композиции (формирование умения полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно);

· Выполнять приемы художественной обработки бумаги (сминание, сгибание, вырезание, прорезание, надрезание);

· Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.

· В лепке, аппликации передает форму, пропорции предметов (соотносит их по величине).

· Умеет лепить пластическим способом, вытягивая части из целого куска; ленточным способом.

· Использовать в работе приемы различных техник (аппликация, пластилинография и т.п.).

· Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца.

· Сотрудничать в группе, оказывать помощь, проявлять самостоятельность.

· Транслировать свои эмоции и чувства.

· Оценивать свою работу.

Третий год обучения (6-7 лет)

По окончании обучения обучающиеся будут:

· Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

· Использовать нетрадиционные техники рисования: оттиск, по-мокрому, восковые мелки+ акварель, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ватной палочкой, граттаж (черно-белый, цветной), монотипия.

· Пользоваться графическими и живописными материалами (акварель, гуашь и др.).

· Применять основные законы композиции (формирование умения полностью использовать площадь листа бумаги, изображать предметы крупно).

· Выполнять приемы художественной обработки бумаги (сминание, сгибание, вырезание, прорезание, надрезание).

· В аппликации умеет располагать предметы на всем листе бумаги; передает расположение предметов вдали и вблизи, располагая их на широкой полосе земли «ближе» и "дальше".

· В лепке передает форму предмета, пропорции и динамику

· Различать и совмещать разные техники традиционного и нетрадиционного изобразительного искусства.

· Подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету).

· Выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца.

· Использовать в работе приемы различных техник (аппликация, пластилинография и т.п.).

· Определяет для себя конкретную цель, не выпускает ее из виду во время работы и возвращается к ней в случае прерванной работы, доводит ее до конца, фиксирует конечный результат в речи.

· Сотрудничать в группе, оказывать помощь, проявлять самостоятельность.

· Транслировать свои эмоции и чувства.

· Оценивать свою работу.

Особые условия проведения

Программа ориентирована на детей 4-7 лет, посещающих МБДОУ д/с № 242 "Садко".

Материально-техническая база

Для организации изобразительной деятельности в детском саду оборудована студия художественно-эстетического развития. Студия условно разделена на следующие функциональные зоны.

Мини-музей представлен экспозицией предметов народного декоративно-прикладного искусства, расположенных в выставочных витринах: керамическая посуда, филимоновская игрушка, дымковская игрушка, каргопольская игрушка, деревянные игрушки (семеновская, загорская и полхов-майданская матрешки), гжель, хохлома.

Организационно-образовательная зона представляет собой свободное пространство, оснащенное техническими средствами обучения: (магнитофоном, ноутбуком) и мольбертом, предназначенное для проведения вводной части занятия, демонстрации наглядности и показа приемов работы, подведения итога занятия.

В рабочей зоне размещены столы для детского творчества и детская мойка.

В учебно-методической зоне расположен стол педагога и шкаф для хранения учебно-методических пособий и литературы, архива детских рисунков.

Для успешной реализации образовательной программы необходимо следующее материально-техническое оснащение:

- Кабинет для занятий, оборудованный необходимым количеством рабочих мест и хорошим освещением (Рабочая зона: письменный стол, шкафы для хранения методических материалов, маркерная доска. Зона для занятий с детьми: столы, стулья).

– Специальная литература – учебные и наглядные пособия, разработки занятий по изобразительной деятельности, репродукции картин различных художников, иллюстрации детских книг, дидактические игры, изделия народных мастеров по Дымковской, Хохломской, Гжельской росписи, игрушки.

- Различные художественные материалы – кисти пони, щетина, беличьи, гуашевые и акварельные краски, простые карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, ластики, баночки для промывания кистей по 12 штук на подгруппу детей каждого наименования, бумага различного формата и цвета, тушь, салфетки, магнитная доска для демонстрации наглядного материала, магнитофон.

- Дополнительные материалы различной фактуры для выполнения работ в нетрадиционных техниках рисования: поролоновые губки, бумажные салфетки, ватные палочки, лоскуты ткани и т.п.

К каждому занятию подобран материал, соответствующий цели занятия, зрительный ряд и оборудование, В качестве зрительного ряда также используются и детские рисунки, разноплановые и разнохарактерные. При этом формы и методы работы определяются программными задачами и особенностями восприятия ребенком мира.

В студии имеются материалы для фронтальных и индивидуальных занятий. Для ряда занятий разработаны разнообразные творческие задания и игровые упражнения, которые обучают детей цветовому решению абстрактного или реалистического образа, учат детей видеть образ и дорисовывать его, закрепляют у детей знания по цветоведению.

Стоимость

На основании Постановления Администрации города Ульяновска от 04.12.2019 г. № 2492 "Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением Центром развития ребенка – детским садом № 242 "Садко" один час группового занятия по программе «Разноцветный мир», за одного обучающегося -50 рублей.