Подготовка к школе «Грамотей-ка-1»

   Программа реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

   Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Педагоги

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Жак Маргарита Валерьевна

Содержание программы

Октябрь:

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Подготовка к восприятию звуков русского языка; формирование мотивации к занятиям.

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников.

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук.

Ноябрь:

Формирование у детей стойких представлений о звуке. Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников.

Совершенствование тонкой моторики пальцев рук дошкольников, закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков.

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный, согласный звук. Закрепить знание о гласных звуках.

Формировать представление о том, что согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Декабрь:

Развивать фонематический слух. Развивать навык языкового анализа слов с новыми звуками, развивать зрительное и слуховое внимание, развивать общую и мелкую артикуляционную моторику. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Развивать самоконтроль за речью детей. Закрепить знание о согласных звуках.

Январь:

Развитие фонематических представлений; закрепление правильной артикуляции изучаемых звуков

Формирование понятия «звук». Формирование понятия гласный звук. Закрепить знание о согласных звуках, познакомить с их характерными признаками. Закрепить умение выкладывать буквы из палочек. Воспитывать внимание детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.

Февраль:

Способствовать развитию слухового внимания, закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие, закреплять умение называть первый звук в слове, развивать умение отгадывать загадки, выделяя характерные признаки. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление. Закрепить знание о согласных звуках.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Познакомить с простейшим моделированием – изображением слова в виде прямоугольника.

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки. Деление слов на слоги, нахождение различий на двух похожих рисунках.

Март:

Продолжать знакомить с разнообразием слов (слова звучат по – разному и похоже), знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Развивать внимание и зрительную функции детей посредством нахождения несоответствия в рисунке.

Формировать интерес в речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Апрель:

Способствовать развитию слухового внимания. закреплять умение называть заданный звук четче, чем другие, закреплять умение называть первый звук в слове. Развивать внимание наглядно – образное и логическое мышление.

Закрепить знание о согласных звуках, способствовать интонационному выделению твердых и мягких согласных звуков, продолжать знакомить с линейностью слов.

Познакомить с термином «слово», с многообразием слов. Развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста, побуждать подбирать слова, подходящие по смыслу. Закреплять навыки правильного произношения звуков в словах. Стимулировать зрительно- поисковую активность посредством рисования коротких, отрывистых линий.

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельности, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Май:

Способствовать развитию звукобуквенного анализа. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Развивать фонематический слух, буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой. Произношение согласных звуков, фонетический разбор, чтение слогов, слов, предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель Программы: подготовить в ходе дошкольного обучения функционально – грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у будущего школьника готовность к дальнейшему развитию, которая понимается как "система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определенного возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему".

Результат программы

По показателям:

1) Развитие связной речи – дети овладевают следующими компетенциями: пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, пересказывать произведение по ролям, близко к тексту, описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова, сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме, различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение, составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.), проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д., проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности, уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения;

2) Развитие словаря – дети овладевают следующими компетенциями: активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал; уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.); понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.); использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)

3) Знакомство с произведениями детской художественной литературы – дети овладевают следующими компетенциями: проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании, устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали), воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям; проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное

4) Звуковая культура речи – дети овладевают следующими компетенциями: уметь чисто и правильно произносить все звуки родного языка, упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного общения, читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться средствами интонационной выразительности (темп, ритм, логическое ударение)

5) Подготовка к обучению грамоте и письма – дети овладевают следующими компетенциями: уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова; осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове); уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове; определять место звука в слове; давать характеристику звуку (гласный – согласный, твёрдый мягкий, звонкий – глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком; понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложении на слова, называя их по порядку, определять интонационно предложение и завершать его знаками препинания; уметь различать понятия «звук», и «буква»; знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради; правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма

6) Грамматический строй речи – дети овладевают следующими компетенциями: уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей; замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их; уметь образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов; придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении; правильно согласовывать слова в предложении употреблять предлоги, пользоваться несклоняемыми существительными

Особые условия проведения

Отсутствуют

Материально-техническая база

Занятия проводятся в кабинете учителя-дефектолога, где имеется все необходимое оборудование: доска, наборное полотно с буквами, демонстрационный и раздаточный материал, столы со стульями