Мы – затейники

Новизна программы заключается в том, что интегрированное освоение культурных традиций русского народа с учётом регионального этнокультурного казачьего компонента даёт возможность каждому ученику получить индивидуальный образовательный маршрут из ряда направлений деятельности подобранных с учётом гендерных и индивидуальных особенностей, и позволяющий обрести собственный жизненный духовный опыт.

Педагоги

Фатеева Светлана Александровна

Содержание программы

В гостях у матушки-природы. 8ч.
Вводное занятие, узнаём, каким видели наши предки мир вокруг себя. Прогулка по селу. Собираем пословицы и поговорки, записываем и оформляем в книжки с рисунками. Мастерим изделия из природного материала. Учим народные, казачьи песни («два веселых гуся», «В сыром бору», детские игры(горелки).

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала, изготовление книжки.

Формы контроля: выставка.

2. Зима на мороз, а мужик за праздник. 8ч.

Читаем сказки о животных, расспрашиваем родителей о сказках их детства. Мастерим из бумаги фигурки животных (реквизит для сказки). Инсценируем сказку "Смоляной бочок«.Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа. Практическая работа: Изготовление фигурок животных из бумаги, бросового материала.

Формы контроля: выступление.

3. Сельский праздник 8ч.

«Капустный вечерок»- проводится 27 сентября( Вознесенье Богородицы) знакомство с традициями русского народа заготовки на зиму, организации «помочи» во время квашения капусты. 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа

Практическая работа: запись рецептов, приготовление капусты,

Формы контроля: выступление, игры.

4.Тепло домашнего очага. 9ч.

Что такое родословная. Зачем её знать. Расспрашиваем родителей об истории рода, знакомимся с историей семьи. Игротека. Чаепитие с родителями.

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа, игра.

Практическая работа: изготовление родословного дерева.

Формы контроля: презентация.

5. Сокровища бабушкиного сундука. 9ч.

Узнаём о разных народных промыслах. Загадки русской избы. Учимся рукоделию, готовимся к выставке. Проводим выставку.

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление новогодних сувениров, снежинок- салфеток.

Формы контроля: выставка.

6. Осень 8 ч.

Народный календарь, осенние праздники: зажинки, дожинки, «Покров». Собираем загадки, пословицы об осени, рисуем осень. Делаем книжки об осени. Игротека.

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа, игра.

Практическая работа: изготовление рисунков, сочинение загадок, стихов.

Формы контроля: выставка, презентация.

7. Зима. 8ч.

Зимние праздники. «Колядки». Собираем загадки, пословицы о зиме, рисуем зиму. Делаем книжки о зиме. Игротека. Жеребьёвые приговорки- коротенькие рифмованные стишки в 2-4 строки.

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление рисунков, сочинение загадок, стихов, музыкально-поэтическая инсценировка праздника.

Формы контроля: выставка, презентация.

 

8. Весна. 9ч.

Весенние праздники. «Масленица». Собираем загадки, пословицы о весне, рисуем весну. Делаем книжки о весне. Игротека.

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: изготовление рисунков, сочинение загадок, стихов.

Формы контроля: выставка, презентация.

9. Мир крестьянского, казачьего дома. Дом и мир. 17ч.

Через загадки, пословицы вспоминаем, как устроен крестьянский дом с подворьем. Посещаем школьный музей «Русская изба Х1Х века». Рисуем дом, делаем украшения для дома. Знакомимся с народными ремёслами. Пробуем силы в изготовлении поделок из доступных материалов. Знакомимся с обрядами и обычаями.

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: Посещение музея, изготавливаем поделки из бумаги, природного материала.

Формы контроля: презентация, выставка.

10.Жизнь человека в доме и мире.17 ч.

Символы казачьего братства. Термины родства. Внутренний строй семьи. Место в нём каждого. Обряды, связанные с выбором имени. Крещение, заговоры, обряды. Разучиваем и разыгрываем хороводно-игровые песни. Готовим и показываем спектакль – сказку ( "Морозка«)

Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа.

Практическая работа: участие в хороводах, изготовление костюмов, участие в показе сказки.

Формы контроля: эскиз костюма, выступление.

11.Многообразие культуры России. 10ч.

Чем богата Ульяновская область. Народы Ульяновской области. Народный костюм. Рисуем народный костюм. Делаем эскиз-панно народного костюма. Музыкальная гостиная – слушаем песни, сами поём песни, частушки. Конкурс народной песни. Виды деятельности детей: индивидуальная, групповая работа.

 

 

 

Цели программы

Цель данного курса: введение обучающихся в мир русской народной культуры, с элементами казачества, способствование принятию ими нравственных ценностей русского народа, познание самих себя через игру. 

Результат программы

В результате работы по программе «Мы-затейники» воспитанники

 

Должны знать:

-традиционные народные праздники, народные детские песни, игры, загадки, сказки; понятия дикция, передний и задний план, основные законы сценического движения; – - содержание обрядов Святки, Рождество, Масленица, значение обрядов в жизни народа.

Должны уметь:

-изготавливать поделки из природного материала, бумаги, ниток;

-действовать в коллективе.

- собирать исторические сведения по краеведению

- участвовать в традиционных праздничных представлениях;

- включаться в исполнение обрядов с демонстрацией полученных навыков.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для занятий по программе «Затейники» необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, ручки, фломастеры, иллюстрации, краски, картон, цветная бумага, клей, аудиозаписи, тексты народных сказок, народные костюмы, пряжа и спицы для вязания, береста, нитки с иголкой, ткань, мячи.