«Юный шахматист»

Шахматное образование включает в себя знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера и повышение уровня общей образованности детей. Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.

Направленность программы: физкультурно- спортивная. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития. Нацелена на формирование внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует развитию логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию детей.

Отличительной особенностью программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах творчества.

Для более эффективной реализации программы «Юный шахматист» предполагается использовать различные формы организации детей: групповая, работа в парах, индивидуальная, индивидуально-групповая (при подготовке детей к соревнованиям).

Прежде всего, это занятия в группах и парах. Групповые занятия помогают освоить детям теоретический материал, формировать определенные умения и навыки в области игры в шахматы.

По подгруппам целесообразно проводить занятия по сложным темам, требующим многократного повторения и закрепления пройденного материала.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку. Задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление персональных способов развития возможностей ребенка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает отстающему ребенку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучения занятия делятся на следующие виды:

Занятие – знакомство с историей шахмат, основам игры и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала).

Занятие – игра, решение шахматных задач (занятие освоения практических умений и навыков курса).

Занятие – соревнование, турнир, викторина (занятие контроля и оценки полученных детьми знаний, умений и навыков).

Занятие – беседа (занятие решения воспитательных задач и новых открытий).

Главный критерий отбора методов обучения по программе – это соответствие принципам образовательного процесса, в том числе: эффективности и продуктивности, сообразности намеченным целям и задачам обучения, доступности для детей, развития их заинтересованности в занятиях творческим трудом.

Методика обучения также основана на принципах природосообразности (образовательный процесс строится для ребенка с учетом его психофизиологических качеств), гуманизации (формирование системы ценностей духовного развития).

В программе используется спиральный метод обучения, т.е. развитие одной темы поэтапно: от простого к сложному.

В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими методами, как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ, демонстрация. Особенностью данной программы является использование в методике игр по развитию у детей зрительной памяти, глазомера, внимания, мышления и т.д.

В процессе обучения по программе «Юный шахматист» педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности и мобильности самого образовательного процесса.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база