«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» (платная)

Программа курса предусматривает отработку наиболее интересных случаев этимологии; умения определять лексическое значение слов и правильно использовать фразеологизмы и слова в речи; ликвидации грамматических трудностей.

Педагоги

Лобачева Татьяна Владимировна

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

"Путеводитель по словарному царству".

Знакомство с курсом. Роль словарей в жизни общества. Предшественники современных словарей. Типы словарей. Их цели и задачи. Отличие энциклопедических и лингвистических словарей. Общая структура расположения материала в словарях.

Виды деятельности учащихся: активизируют знания об основных понятиях лексикологии

"Мир загадок«.

Знакомство с энциклопедическими словарями. Их назначение. Энциклопедические словари различных областей науки. Лингвистические издания энциклопедического характера. Сравнение словарных статей из энциклопедического и филологического (лингвистического) словарей. «Энциклопедический словарь юного филолога», «Русский язык. Энциклопедия для детей». Особенности словарного состава языка.

Виды деятельности учащихся: определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе ор­фограмм.

"Королевство грамотности".

Определение уровня грамотности и культуры речи учащихся. Типы орфографических словарей. Знакомство с орфографическим и орфоэпическим словарями: предисловие, условные сокращения, специальные пометы, справочный отдел. Отработка правил пользования словарем.

Виды деятельности учащихся: определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе ор­фограмм.

"Орфография слова есть биография слова«.

Этимология – наука о происхождении слов. Этимологические словари XIX и XX веков. Особенности и структура этимологического словаря. Роль этимологического анализа на уроках русского языка. Удивительная наука – этимология. Слова и вещи. Слова-перекрещенцы. Слова-ошибки. Мнимые иностранцы. Слова-имена. Литературные герои. Родословная «головы». Обрусевшие иностранцы. Заимствованное богатство. Не все о науке – можно и пошутить. Странные превращения.

Виды деятельности учащихся: исследовательская деятельность, определяют происхождение слов по этимологическому словарю. анализируют стихотворение с точки зрения состава и способа образования слов, готовят устное выступление на тему истории слова, проектная деятельность, работа в группах. Работа со словарями, справочной, дополнительной литературы.

 

"Тайна слова«.

Знакомство с толковым словарем, словарем иностранных слов, словарем устаревших слов (назначение, структура, система помет). Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». Рогожникова Р.П., Карская Т.С. «Школьный словарь устаревших слов русского языка: По произведениям русских писателей VIII-XX вв.». Крысин Л.П. «Толковый словарь иноязычных слов». Толковые словари конца VIII-XX веков.

Виды деятельности учащихся: работа в группах со словарями (проектная деятельность)

«К словам разнообразным, одинаковым и разным...«

Словари синонимов, антонимов, омонимов. Особенности расположения слов, их объединение в словарные статьи. Специальные пометы. Отработка правил пользования словарями.

Виды деятельности учащихся: работа в группах со словарями (проектная деятельность)

» – Ты нас не победишь!

- А вот и побе...(???)«.

Грамматические нормы. Знакомство со словарем Ефремовой Т.Ф., Костомарова В.Т. («Словарь грамматических трудностей русского языка»). Отработка правил пользования словарем.

Виды деятельности учащихся: знакомство со словарем грамматических трудностей русского языка. Лабораторная работа. Групповая работа

"Конкурс знающих".

Обобщение сведений о словарях, полученных на курсе. Определение уровня знаний и умений, приобретенных в процессе прохождения данной программы. Проведение игры "Брейн-ринг".

Виды деятельности учащихся: защита проектов

Цели программы

Систематизирование знаний учащихся о составе слова и словообразовании и на их основе совершенствование орфографических умений.

Результат программы

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Особые условия проведения

-

Материально-техническая база

Кабинет, интерактивная доска, мультимедийное оборудование