«Татарская история и культура»

Мы живем в многонациональном государстве, где утверждается равенство всех народов законом: их религиозная свобода, взаимное уважение к культурным особен­ностям каждой национальности. Этому способствуют такие факторы, как единая при­родная среда, экологические ценности, историческое прошлое, общие экономические интересы в прошлом и настоящем, а также гуманистические ценности культуры, что служит делу межнационального сближения в смешанной национальной среде, меж­национальном контакте, способствует преодолению языковых и культурных барье­ров в ситуации диалога разных культур.

Педагоги

Гаязетдинова Руфия Амировна педагог дополнительного образования

Содержание программы

Раздел 1. Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения

Вводное занятие. Введение в курс по изучению татарской истории и культуры 2 часа

1.1. Цель: Формирование обучаемой группы.

Задачи:

1. Знакомство с воспитанниками.

2. Определение необходимых первоначальных задач.

Теория: Введение в курс по изучению татарского языка и культуры

Практика:

- Установление личных доброжелательных отношений с обучаемыми.

- Запись в журнал данных о обучаемых.

- Ознакомление с расписанием и местом занятий.

- Ознакомление с программой по изучению татарского языка и культуры

Оборудование: Иллюстрации, фотоальбомы, видеозаписи, плакаты, а также другие различные методические пособия и литература

Методы и формы подачи материала:

1. Словесный метод:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- сопроводительные пояснения.

2. Наглядный метод:

- показ учебных фильмов и видеозаписей.

- показ видеофильмов и прослушивание аудиозаписей

 

Виды и способы работы с детьми:

- инструктаж;

- фронтальная работа.

Знания, умения, навыки:

- Знание о форме, месте и расписании занятий

- Формирование умений, навыков соблюдения учебной дисциплины.

Контроль: Опрос учащихся по правилам поведения на занятиях, по правилам дорожного движения. Входная диагностика.

 

Раздел 2. Этническая культура – 12 часов

Цель: знание о происхождении, расселении и становлении татарского народа

Задачи:

1. Содействовать осознанию воспитанников социальной, практической и личностной значимости изучения истории этапов формирования и становления татарской нации

2. Организовывать деятельность воспитанников по обобщению знаний на различность взглядов научных исследований на проблему истории в контексте дальнейшего благоустройства "Культурного пространства России".

Темы раздела:

1. Древняя история татар

2. Татарские исторические предания

3. Волжская Булгария

4. Современные татары

Духовная культура татар: создание мира и мироустройство в представлениях древних татар; отражение представлений о мироустройстве в элементах материальной культуры; боги и духи; числовая символика в мифологии; народные сказки; обряды и отношения, связанные с человеком, семьей, обществом (обряды детства; имена; семья; сельская община; элементы этнопедагогики, этика; обряды при болезнях; свадьба; похороны, поминки; правила человеческой жизни); трудовые обряды; календарные обряды; обряды и религия в наши дни, понятие веротерпимости. Миросоздание и мироустройство по представлениям древних татар. Боги, духи верхнего и нижнего миров.

Контроль: опрос учащихся по изученной теме "Древняя история татар. Татарские исторические предания. Волжская Булгария".

 

 

Раздел 3. Народное творчество- 24 часа

Цель: Формирование познавательной информации у обучаемых о народном творчестве татарского народа

Задачи: Привлечение к познанию и проявление интереса обучаемых к этнокультуре татарского народа

Теория: изучение татарского языка посредством изучения народного творчества

Практика

1 Организовывать обучение и деятельность обучающихся по приобщению к народному творчеству

2) организовывать различные встречи с творческими личностями, посещение выставок, спектаклей, концертов

Оборудование: учебные пособия и литература, иллюстрации, видеофильмы, аудиозаписи

Методы и формы обучения:

Словесный метод:

- рассказ

- объяснение;

- сопроводительные пояснения

Наглядный метод:

- Показ иллюстраций

- Просмотр видеофильмов

- Прослушивание аудиозаписей

- Посещение выставок, концертов, спектаклей

Виды и способы работы с детьми:

- фронтальная работа.

Знания, умения, навыки:

- Знание талантливых личностей народного творчества татар

- Знание предмета материальной и духовной этнокультуры татарской народа

- Умение определения принадлежности и причастности характерных элементов к определенной форме народного творчества

- Формирование умений и навыков исследования и изучения народного творчества.

Контроль: прослушивание учащихся Стихи и песня на татарском языке.

Цели программы

Формирование социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему народу, Отечеству, адаптированной к современным условиям жизнедеятельности.

Результат программы

Регулятивные УУД:

- формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- уметь оказать первую помощь пострадавшим;

- уметь предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- уметь принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах; сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или

плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих

нравственных ценностей).

Особые условия проведения

Учащийся должен знать:

– историю происхождения и проживания татарского этноса

– исторические этапы формирования татарского народа на территории Ульяновской области

– преданий как о предмете устного народного творчества

– историю Волжской Булгарии

– историю становления и развития Татарской республики

– определения : «этика», «этикет». «нравственность», "мораль"

– особенности татарского этикета, правила этикета, в зависимости от обстоятельств

– о народных праздниках и календарных обрядах татарского народа

– талантливые личности народного творчества татар

– предмета материальной и духовной этнокультуры татарской народа

– семейные ценности татарского народа

-памятники духовной культуры татар на территории Поволжья.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проходят в учебном кабинете. Оборудование учебного кабинета:

- мебель в соответствии с требованиями СанПин;

- учебно-методическое обеспечение;

- раздаточный и дидактический материал;

- пособия для ролевых игр;

- канцелярские принадлежности;

- художественная литература.

 

Информационное обеспечение:

- интернет-ресурсы (тематические подборки роликов);

- видео-фильмы

Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог дополнительного образования Гаязетдинова Руфия Амировна, имеющая высшее образование по специальности «Учитель русского языка и литературы», педагог дополнительного образования имеющая квалификацию на соответствие занимающей должности.