Занимательное конструирование для самых маленьких

Уровень освоения программы – базовый уровень

Направленность (профиль) программы – дополнительная общеразвивающая программа «Занимательное конструирование» имеет техническую направленность.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.Содержание программы перекликается с другими образовательными областями, преемственность обеспечивается посредством учета содержания познавательно-исследовательской деятельности детей.

Новизна программы «Занимательное конструирование» заключается в том, что финалом освоения каждого раздела является коллективная творческая работа, которая заключается в разработке и изготовлении развивающей игры. При этом содержание выбранной работы обязательно повторяет и закрепляет у обучающихся изученный материал по данному разделу. Такая структура программы дает возможность реализовать метод творческого проектирования. А изготовленные своими руками развивающие игры помогут в организации досуга обучающихся и проведению различных мероприятий.

Отличительные особенности программы

– Исходный пункт обучения – детские интересы сегодняшнего дня.

- Реализация принципа самодеятельности производимой работы учащихся, наличие проектной и учебно-исследовательской деятельности.

– Слияние теории и практики.

Инновационность программы определяется гибкостью по отношению к платформам реализуемых конструкторских устройств. Практически все программы дополнительного и профессионального образования ориентированы на одну платформу. Инновационность программы состоит в проектном подходе к обучению.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что у младших школьников кисть руки еще не окрепла, координация движения несовершенна. Чтобы рука ребенка была уверенной, твердой, чтобы он мог свободно владеть простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и т.д.), нужна тренировка – планомерная система упражнений. Навыки, приобретенные в этом возрасте, долго сохраняются, поэтому важно, чтобы они были правильными.

Адресат программы – данная программа предназначена для детей возраста 8-12 лет.

Возрастные и психологические особенности детей и их учет в программе: в кружковые объединения принимаются все желающие, без ограничения и предварительного отбора. Важное значение для создания программы имеют особенности развития психики и познавательной деятельности подростков. Интенсивное развитие нервно – психической деятельности, высокая возбудимость, их подвижность и острое реагирование на внешние факторы воздействия, сопровождаются быстрым утомлением, что требует особого отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой. Поэтому очень важно обращать внимание на придание процессу обучения проблемного характера.

Формы обучения и виды занятий беседы, практические занятия, проектная деятельность. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

по источнику познания:

• словесный (объяснение, рассказ, беседа, дискуссия);

• практический (проведение коллективно-творческих дел, акций, викторин, творческих встреч, экскурсий);

• наглядный (демонстрация, использование ИКТ);

• работа с книгой;

• видеометод;

по степени продуктивности, по типу:

• объяснительно-иллюстративный;

• проблемный;

• частично-поисковый;

на основе структуры личности:

• методы формирования сознания, понятий, взглядов, идеалов, убеждений – рассказ, беседа, индивидуальная работа;

• методы формирования опыта общественного поведения – упражнения, игра, поручение;

• методы стимулирования и мотивации деятельности – одобрение, похвала, порицание, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, использование общественного мнения, примера.

Педагоги

Тукаева Наталья Александровна

Содержание программы

 

Раздел № 1. Пространственное конструирование.(12 часов)

Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. (1 час)

Тема 2. Взаимное расположение тел в пространстве. (теория) (0,5 час)

Тема 3. Линия. Кривые и прямые линии. Линии замкнутые и незамкнутые. (теория) ( 0,5час)

Тема 4. Знакомство с Геоконтом. Моделирование линий, отрезков на нем.(практика) (1 час)

Тема 5. Угол. Стороны и вершины угла. Обозначение углов. Виды углов Сравнение углов. Углы в многоугольнике. Моделирование углов перегибанием бумаги. Многоугольники. Обозначение многоугольников. Периметр многоугольника. (теория –0,5 часа), (практика – 0,5 часа)

Тема 6. Треугольник. Условия его построения. Виды треугольников. Построение треугольников на нелинованной бумаге. (теория- 0,5 часа), (практика- 0,5 часа)

Тема 7. Четырехугольники. Виды четырехугольников. Построение прямоугольника и квадрата на нелинованной бумаге. ( теория – 0,5ч, практика- 0,5 ч.)

Тема 8. Окружность. Круг. Диаметр, радиус окружности. Касательная.

Сегмент. Сектор. Деление окружности на 2,4,8 равных частей; на 3,6,12 равных частей. (теория- 0,5 час, практика- 0,5 час)

Тема 9. Объемные тела. Параллелепипед. Куб. Развертка. (теория- 0,5 час)

Площадь. Измерения площади фигур сложной конфигурации.

Симметрия. Осевая симметрия. Поворотная симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.

Конус. Цилиндр. Пирамида. Шар.

Чертежи в трех проекциях прямоугольного параллелепипеда, куба, простых композиций из кубов одинакового размера. (практика – 1,5 часа)

Формы контроля: фронтальный опрос, практическая работа.

Раздел № 2. Проектная и исследовательская деятельность. Защита проектов (2 часа)

Форма контроля: проекты

Цели программы

Цель

Основная цель курса состоит в том, чтобы сформировать знания и умения по конструированию в практической деятельности: начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы технологического мышления, развивать мелкую моторику рук, глазомер; сформировать навыки пошагового освоения алгоритмов трудовой деятельности; повышение технической грамотности учащихся. Заложить начальные геометрические представления, развивать логическое мышление и пространственные представления детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления, т.е. научить детей анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части для детального исследования, собрать предложенный объект из частей, выбрав их из общего числа предлагаемых деталей, усовершенствовать объект по заданным условиям, по описанию его функциональных свойств, научить детей определять последовательность операции при изготовлении того или иного изделия.

Задачи

Образовательные:

• Формирование пространственных представлений. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

• Знакомство с геометрическими узорами, закономерностями в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

• Обучение расположению деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички).

• Изучение частей фигуры, места заданной фигуры в конструкции.

• Обучение навыкам разрезания и составления фигур, делению заданной фигуры на равные по площади части.

• Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

• Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

• Изучение объёмных фигур: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. 

Развивающие:

• развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

• развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности;

• развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Воспитывающие:

• воспитание упорства в преодолении трудностей – качества весьма важного в практической деятельности любого человека;

• воспитание чувства справедливости, ответственности;

Выстраивание системы учебных заданий практического и конструкторского характера происходит в соответствии со структурой геометрического материала программы. Так как геометрия, являясь разделом математики, имеет развитую теоретическую основу, но не всегда в прикладном плане полностью реализуется ее теоретический потенциал, в отличие от трудового обучения, не имеющего такой серьезной научной основы, но носящей прикладной характер.

Результат программы

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Занимательное конструирование» являются следующие умения:

– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Выпускник получит возможность научиться:

- понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- новым общим способам решения задач

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и товарищами;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Ученик получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-называть объёмные тела и их элементы,

-узнавать их по трём проекциям, по графическому изображению,

-изготавливать по чертежу;

 

Ученик получит возможность научиться:

-читать чертеж;

-видеть проекции;

-конструировать модели объёмных геометрических тел и составлять из них объекты по заданию или замыслу;

-зарисовывать их на бумаге;

-анализировать и расчленять на части простейшие объекты;

-называть составляющие их части;

-сконструировать объект по схематическому рисунку, по техническому чертежу, видоизменить его и усовершенствовать по заданному условию;

-применять простейшие навыки пользователя персональным компьютером.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

Предметные результаты выпускника начальной школы

1.Пространственное конструирование.

Ученик научится:

- определять элементы пространства (длина, ширина, высота объектов).

- графически изображать параллелепипед на бумаге (рисунок, три проекции)

- изготавливать из бумаги модели параллелепипеда и каркаса из проволоки.

-знать и уметь определять вершины, ребра, грани параллелепипеда.

Выпускник получит возможность:

- научиться изготавливать объекты из параллелепипедов и кубов.

-изготавливать модели шара из пластилина и изделий, имеющих форму шара;

- изготавливать пирамиды путем перегибания листа бумаги- изготавливать объекты из объёмных тел;

Особые условия проведения

Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в МОУ СШ с.Астрадамовка.

Материально-техническая база

Стол, стулья

• Компьютер, принтер

• Электронная доска

• Магнитная доска

• Видеозаписи

• Белая бумага

• Цветная бумага

• Ножницы

• Карандаш простой

• Цветные карандаши

• Клей-карандаш

• Линейка

• Ластик

• Треугольник чертёжный

• Циркуль

• Набор "Конструктор"

• Набор геометрических фигур