Основы финансовой грамотности (краткосрочная программа)

В 2017 году Правительством РФ была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023гг.», целью которой является создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан. Современное поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики особенно остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения своих доходов. Решение этого вопроса видится в повышении уровня экономического и правового развития финансового воспитания граждан, причем начиная с детского возраста. Знания в области потребительских финансов – обязательный элемент современной системы «образования для жизни». При этом финансовая грамотность – это отличный способ развития мотивации к получению доходов, развитию инициативы, самостоятельности.

Нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся – это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Подрастающему поколению основы финансовой грамотности и финансовой безопасности, правильного финансового планирования и инвестирования должны быть известны до того, как они вступят в большую жизнь.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Кому-то, возможно, азы финансовых отношений помогут определиться в дальнейшем с выбором профессии.

Отличительные особенности заключаются в направленности программы на понимание личной ответственности обучающихся за решения, принимаемые в процессе взаимодействия семьи с финансовыми институтами, а также осознание обучающимися себя как полноценного члена семьи и участника финансовых взаимоотношений. Краткосрочная программа ориентирует на формирование у обучающихся ответственности за финансовые решения с учетом интересов семьи, членами которой они являются.

Реализуя программу в рамках лагерной смены можно объединить множество форматов занятий с детьми: и деловые, имитационно-ролевые, настольные и станционные игры, и тренинги, и мастер-классы и практикумы. Отсутствие жестких содержательных рамок позволяет придумывать новые задачи и сюжеты. А наличие достаточного пространства дает возможность большому числу детей одновременно участвовать в мероприятиях. Опыт игры позволяет подросткам усваивать разумные модели финансового поведения.

Педагоги

Стеклова Елена Сергеевна

Содержание программы

Раздел 1. Потребности и расходы (3 ч)

Теория: Потребности: свойства и виды. Какие потребности есть в нашей жизни? Как научиться правильно их распределять? Ресурсы: свойства и виды. За счет каких ресурсов можно удовлетворять свои потребности? Расстановка приоритетов.

Практика: Мастер-класс и практикум по определению потребностей и распределению ресурсов. Набор потребностей у людей одинаков, но различаются их приоритеты. Приоритеты потребностей зависят от различных условий (возраст, условия жизни, жизненные обстоятельства и т.д.). Потребности безграничны (невозможно удовлетворить потребность раз и навсегда; после удовлетворения одних потребностей актуализируются другие). Потребности можно удовлетворить разными способами (с использованием разных комбинаций ресурсов). Ресурсы ограничивают наши потребности, нам нужно выбирать, какие потребности и с помощью каких ресурсов удовлетворять, исходя из ограничения по ресурсам.

 

Раздел 2. Управление финансами (4 ч).

 

Теория: Доходы семьи – источники формирования. Наследство. Лотерея. Клад. Зарплата: влияние выбранной профессии на ее размер. Аренда. Проценты. Доходы незащищенных слоев общества. Займы. Расходы семьи: обязательные и необязательные. Непредвиденные расходы. Способы минимизации расходов. Способы оптимизации доходов и расходов. Личное финансовое планирование и бюджет семьи.

Практика: Мастер-класс + деловая игра «Производство книг» или «Биржа труда». Финансовая игра «Евротур». Практическое занятие по финансовому планированию. Для совершения расходов необходимы доходы. Доходы должны поступать регулярно. Основной источник дохода – трудовая деятельность (работа): по найму и предпринимательство. Работа предполагает обмен ресурсами – человек тратит свое время, интеллектуальные и физические ресурсы, а в обмен получает деньги. Чем больше знает и умеет человек, чем сложнее работа, которую он выполняет, и чем качественнее и востребованнее результат его труда, тем на больший доход он может рассчитывать. Чтобы удовлетворить потребности наилучшим возможным образом, нужно управлять своими расходами: вести учет, планировать, отслеживать (контролировать) выполнение плана и вовремя его корректировать. Решение о конкретной трате зависит от ее приоритета в сравнении с прочими нуждами и того, сколько денег останется на другие расходы.

 

Раздел 3. Платежные средства (2 ч)

 

Теория: Деньги: что это такое? Что такое деньги. Виды, свойства и функции денег. Как не стать жертвой фальшивомонетчика? Как отличить фальшивку. Признаки подлинности денежных знаков России. Наличные и безналичные деньги. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Плюсы и минусы использования безналичных денег. Электронные деньги как вид современных денег.

Практика: Отработка признаков подлинности банкнот на купюрах разного номинала. Мастер-класс по банковским картам. Деньги упрощают и ускоряют обмен товарами и услугами между людьми. Сами по себе современные деньги ничего не стоят, их ценность состоит в том, что люди готовы отдавать в обмен на них то, что у них есть, поскольку знают, что затем смогут обменять деньги на что-то еще. Современные деньги существуют в 2 формах: наличной (купюры и монеты) и безналичной. Любая форма денег/платежа имеет свои особенности и ограничения. Выбирать форму денег/платежа нужно для конкретной ситуации, учитывая эти особенности и ограничения. При использовании любой формы денег/платежа необходимо соблюдать правила безопасности: для наличных – проверять подлинность; для безналичных/электронных – не передавать секретную информацию посторонним, не вводить – в подозрительных устройствах и сайтах, использовать и держать в секрете пароли.

 

Раздел 4. Окружающий финансовый мир (2 ч)

 

Теория: Источники финансовой информации. Документы. Реклама. Оценка информации. Анализ и интерпретация. Чему верить, а чему нет?

Практика: Финансовая игра «Сломанный телефон». Для принятия любых решений, в том числе финансовых, необходимо уметь находить, проверять, анализировать и интерпретировать информацию. Для успешного взаимодействия с другими людьми и организациями нужно формулировать и аргументировать свою точку зрения. Информация при передаче от человека к человеку может претерпевать изменения, поэтому важно проверять информацию, необходимую для принятия финансовых решений на достоверность

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование базовых ключевых идей и установок по финансовой грамотности, повышение мотивации детей к изучению финансовой грамотности.

Результат программы

Личностные результаты:

• понимание принципов функционирования денежных отношений внутри семьи;

• понимание личной ответственности человека за решения, принимаемые в процессе обращения с финансами.

• формирование основ саморазвития и самовоспитания, готовности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

 

Метапредметные результаты:

• научиться использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• научиться подбирать альтернативные пути достижения поставленных целей и решения задач;

• овладение коммуникативными компетенциями.

 

Предметные результаты:

• овладение основными экономическими терминами в рамках программы, их понимание;

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• овладение умением решать практические финансовые задачи в рамках личных финансов и финансов семьи;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению финансовой грамотности.

 

 

Особые условия проведения

Программа предназначена для реализации в летней организации отдыха и оздоровления детей с дневным пребыванием при МБУ ДО г.Ульяновска "ЦДТ № 2"

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

1) Учебный кабинет

2) Столы и стулья для обучающихся (15 стульев, 8 парт) и преподавателя (1 стол и 1 стул)

3) Ноутбук или компьютер

4) Мультимедийная установка

5) Школьная доска

6) Тетради и ручки по количеству обучающихся

7) Журнал посещаемости

 

Информационное обеспечение:

1) Наличие дополнительной общеразвивающей программы

2) План – конспекты занятий

3) Презентации по темам занятий

 

Дидактическое обеспечение:

1) Тесты

2) Раздаточный материал для проведения игр.

3) Печатная продукция для проведения анализа (рекламные буклеты банков и страховых компаний, информационные листовки налоговых органов и пенсионного фонда и т.п.)

4) Тематические презентации

5) Карточки и бланки с заданиями

6) Экономические ребусы