Историческое краеведение

Краеведение – междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Вместе с тем обучающиеся изучают на этих занятиях то, с чем они постоянно сталкиваются, то, что они видели и знают, зачастую не умея объяснить или не понимая причин явлений и процессов. Задача краеведения заключается также в том, чтобы дать ответы на эти вопросы.

Изучение краеведения предполагает активное участие обучающихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.

Педагоги

Казаченко Людмила Тимофеевна

Содержание программы

Программа занимается решением проблемы воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы обучающиеся хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

Цели программы

Всестороннее и комплексное изучение обучающими природы, населения и хозяйства своей местности.

Результат программы

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни).

Обучающие приобретают знания об истории происхождения названия села, об основных занятиях и быте крестьян; об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоя­тельного поиска и нахождения информации.

Обучающий научится:

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учеб­ном материале в сотрудничестве с учителем и родителями;

• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать оценку учителя; строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явле­ний.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающего к базовым ценностям нашего общества и к социальной реально­сти в целом).

Идёт развитие ценностных отношений обучающего к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к сво­ему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.

Обучающий получит возможность для формирования основ этнической и этической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам этического, здоровье сберегающего пове­дения; для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Результаты третьего уровня (приобретение обучающими опыта са­мостоятельного социального действия).

Обучающий может приобрести:

• опыт самостоятельной деятельности;

• опыт охраны памятников истории и культуры;

• опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны;

опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими обучающими и работы в группе.

Обучающий научится:

• включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной дея­тельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной дея­тельности.

Формы подведения итогов в процессе реализации программы осущест­вляется после каждого раздела.

Итогом курса является включение обучающихся в разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполнение ряда мини-исследовательских проектов, предполагает личный вклад каждого обучающего в разработку и реализацию 1-2 общественно – значимых полезных для села дела. Таким образом, содержание курса раскрывает широкие возможности для самоопределения учащихся в будущем, нацеливает на жизнь в своем родном селе, сельской территории.

Особые условия проведения

· наличие помещения для учебных занятий, отвечающего правилам СанПин;

· регулярное посещение занятий;

· наличие учебно–методической базы. Использование наглядных пособий, ТСО способствует лучшему изучению материала и позволяет разнообразить формы и методы занятий. Поэтому занятия в должны быть обеспечены оборудованием. Руководитель должен иметь у себя комплект раздаточного материала, сгруппированного по темам.

В раздаточный материал входят: карта ландшафтов, карта растительности, карта животного мира, почвенная карта местности, карта экологического состояния водных объектов, карта свалок, фотографии памятников природы моего края, слайды с изображениями охраняемых территорий и культурно-исторических памятников моего района и т.п;

· наличие материальной базы: на занятиях предусмотрено использование видеомагнитофона, проектора, магнитофона, видеофильмов.

Материально-техническая база

1) оборудование в виде ноутбука;

2) слайды, видеокассеты;

3) Интернет.

4)коллекция гербарий, муляжи грибов, коллекция насекомых, лупы;

5)набор для схем: краски, бумага, кисти, карандаши, фломастеры – для каждого обучающего;

6)рабочие перчатки.

7)мешки для сбора мусора, призы участникам операции;

8)иллюстративный материал;

9)раздаточный материал (карточки, тесты, кроссворды, анкеты, трафареты).