«Семьеведение» (краткосрочная)

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Семьеведение» предназначена для учащихся младшего школьного возраста МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» с целью расширить представления ребёнка о его семье, о старшем и младшем поколении, о родословной, особенностях семейного уклада, содержании семейного общения, семейных традициях, праздниках и буднях. Это будет способствовать обеспечению преемственности поколений и сохранения добрых семейных отношений; способствовать воспитанию духовно- и нравственно здоровой личности, достойного гражданина своей страны и малой Родины.

Занятия по программе «Семьеведение» станут важным этапом личностного развития школьников. Знания и навыки, приобретенные в ходе освоения теоретических и практических основ данной краткосрочной программы, позволят значительно расширить и углубить систему их знаний о психологических основах семейных отношений, сформировать у них более адекватное представление о психологической природе и истоках многих проблем и трудностей, которые неизбежно возникают в процессе семейной жизни.

Актуальность программы заключается в том, что, конечно, любовь ребёнка к семье воспитывается, прежде всего, самой семьёй, системой семейных отношений, уважения к её историческому прошлому, но и педагоги могут и должны внести в данный процесс свою лепту. Семья – первичный и основной социальный институт, посредник между человеком и государством, транслятор основополагающих, общечеловеческих и национальных ценностей от поколения к поколению. В семье заключён мощный потенциал воздействия на такие процессы, как обучение и воспитание подрастающего поколения, развитие культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества (физическое, психическое и нравственное), становление гражданских отношений.

 

Педагоги

Малахова Жанна Петровна, Прокофьева Ирина Александровна, Ифутина Анастасия Владимировна, Успасская Наталья Викторовна

К работе по программе допускаются педагогические работники имеющие высшее образование, обладающие профессиональными знаниями в области педагогики, психологии, знающие специфику дополнительного образования, имеющие навыки в сфере организации интерактивной деятельности детей.

Педагог должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, умение пользоваться почтовыми серверами и пр., иметь навыки и опыт обучения либо самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Содержание программы

Содержание разделов программы

 1. Родственное пространство семьи: кто кому, кто. О ком заботишься ты, кто заботится о тебе? Кто в семье следит за порядком в доме и создаёт уют? Как создать уют в своей комнате?

 2. Генеалогическое древо семьи. Герб моей семьи. Девиз моей семьи. Практическая работа "Генеалогическое древо"

 3. Свободное время и семья. Семейные будни. Занятия семьи в свободное время. Коллективное рисование. Организация свободного времени семьи (тестирование). Изготовление подарков к празднику для всех членов семьи. Практическая работа.

 4. Здоровье и спорт в семье. Всякая ли семья занимается спортом? Какие виды спорта семья приветствует летом, зимой? Занимаются ли ими дети с папой, с мамой, друг с другом, с бабушкой, дедушкой или с тренером? Какие занятия нравятся и почему? Какие занятия не нравятся? Зачем нужны спортивные занятия дома?

 5. Мой класс – моя семья. Составление летописи жизни класса, школы. Итоги года. Мини-сочинение.

 6. Экономия, бережливость – бюджет моей семьи. Откуда в семье берутся деньги? Семейный бюджет, как вести? Решение задач от сказочных героев.

 7. Семейные праздники. Какие праздники вы празднуете всей семьей? Дни рождения в нашей семье. Празднование Нового года и Рождества. Практическая работа "Мой любимый праздник«

 8. Семейная память и история семьи. Памятные даты моей семьи. Беседа. Ветераны ВОВ в семье, труженики тыла, дети войны. История происхождения фамилии и имени в семье. «Интересный случай из истории моей семьи» сочинение.

 9. Семейные реликвии и ценности. Фотографии, портреты, документы, книги, дневники, письма ка реликвия моей семьи – как семейные реликвии. Стихи о семье и семейных ценностях. Народное творчество о семье и семейных ценностях. Сочинение сказки о семье, о маме, о папе и др.

Цели программы

Цель программы

Цель: воспитание в детях уважительного отношения ко всем членам семьи.

Задачи:

- Развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование гуманных отношений между детьми и родителями.
- Формирование убеждения о важности семьи в жизни человека, укрепление привязанности к членам своей семьи.
- Привитие осознанного добросовестного отношения к домашнему труду.
- Привитие чувства гордости за достижения членов семьи, оказание помощи старшим и забота о младших и стариках.
- Развитие творческих способностей, памяти, устной речи.
- Формирование навыка владения техническими средствами обучения и программами
- Развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях
- Умение работать дистанционно в команде и индивидуально
- Умение выполнять задания самостоятельно и опосредовано (без непосредственного контакта с педагогом)

Результат программы

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы: основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Метапредметные результаты:

Обучающийся научится: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать своё предположение (версию); учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные результаты.

Обучающийся научится: понимать значения семьи в жизни человека и общества; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в словаре; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать предметы и их образы; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; устанавливать причинно­ следственные связи в изучаемом круге явлений; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Особые условия проведения

Данная краткосрочная дополнительная программа разработана для детей в возрасте 7-11 лет и предполагает использование дистанционных образовательных технологий: часть занятий будет реализована через видеоконференции с использованием платформы https://zoom.us, остальная часть – офлайн-занятия с использованием индивидуальных заданий, передачи учащимся полезной информации через социальные сети, мессенджеры, электронную почту. Продолжительность занятия в режиме ВКС не более 30 минут, занятия в режиме офлайн не более 40 минут. Объём программы 16 часов, срок реализации – 2 месяца.

Материально-техническая база

Реализация программы предусматривает:

· наличие обязательного доступа в Интернет всех участников программы с возможностью подключения и проведения занятий посредством платформ.

· общение между участниками программы посредством социальных сетей, мессенджеров для возможности обмена материалами, выполненными заданиями, разрешения возникающих затруднений.

· наличие удобного рабочего места ребенка

· наличие дидактических материалов, методических материалов.