Умники и умницы 5-8 классы (краткосрочная)

Формирование культуры интеллектуальной деятельности обучающихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач тем более в условиях самоизоляции. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи. Новые социальные условия требуют значительного переосмысления теории и методики социализации личности и по помощь педагогом приходят электронное обучение и дистанционные технологии. В связи с этим совершенствуются содержание, формы и методы работы с подростками. Это: развивающие занятия, участие в интеллектуальных турнирах, программах, работа с компьютерной техникой, Интернетом. Формы и методы, применяемые в образовательном процессе с воспитанниками интеллектуального клуба «Умники и умницы», зависят от их интеллектуального уровня, уровня подготовки, осведомлённости, заинтересованности, целей и задач проводимых мероприятий. С учётом возрастных и индивидуальных особенностей подростков программа предусматривает переход от простых к более сложным формам работы. Воспитательные методы строятся на основе изучения личности воспитанника, изучение детского коллектива, интересов и способностей детей, диагностики эмоционально-ценностного отношения к обучению.

Программа рассчитана на 2 месяца обучения. Рабочая программа рассчитана на 16 часов из расчёта 2 часа в неделю, одно из которых проводится в рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, Zoom, Youtube, Skype и т.п.

Педагоги

Спиридонова Марина Юрьевна, Шарафутдинова Мария Александровна, Горькова Карина Сергеевна, Рябова Ольга Анатольевна, Харитонова Ольга Валерьевна, Сурин Евгений Александрович, Гришутина Ольга Сергеевна, Егорова Татьяна Владимировна, Чудакова Ольга Вячеславовна, Кузьменко Татьяна Александровна, Агафонова Наталья Евгеньевна, Коновалов Владимир Владимирович.

Содержание программы

Введение в игру. Компоненты успешной игры (1 ч) Нормы поведения в интеллектуальном клубе. Особенности различных видов игры. Правила игр. Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.

Интеллектуальные игры (5 ч).Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры: «Героические страницы российской истории»; «Первые в космосе»; «Мировая художественная культура»; «Религии мира» и т. п. Клубный турнир «Что? Где? Когда?», "Брейн-ринг".

Викторины (5ч).Викторины по различным областям знаний. Различные варианты викторин. Групповые и индивидуальные викторины.

Интерактивные экскурсии (5ч). Понятие интерактивной экскурсии. Методика поиска информации в интернете. Работа с разными форматами информации. Анализ, синтез, выделение главного в потоке информации. Систематизация полученных знаний по конкретной теме.

Цели программы

Формирование целостной картины мира, развитие познавательной активности и кругозора в условиях реализации программ с помощью электронного обучения и дистанционных технологий.

Результат программы

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

– интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; – способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

- принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия.

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

– использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах; – ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения об объекте; – обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); – подводить под понятие;

- устанавливать аналогии; – оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

– соблюдать корректность в высказываниях; – задавать вопросы по существу; – использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Особые условия проведения

Краткосрочная летняя дополнительная общеразвивающая программа «Умницы и умники» рассчитана для применения электронного обучения и дистанционных технологий, что подразумевает наличие выхода в интернет и соответствующего программного обеспечения как преподавателя, так и обучающихся в условиях режима самоизоляции.

Материально-техническая база

В реализации программы участвуют: педагоги школы, реализующие программу;педагог-психолог.

Компьютерная техника подключенная к локальной сети Интернет;