ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Отличительной особенностью данной программы является то, что она реализуется в дистанционном режиме. Данный курс органически связан с содержанием федерального курса школьной географии.  В значительной мере курс  строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания. Это позволяет учащимся:

 - глубже понимать географические исторические принципы и закономерности, помогая изучению географии, истории и других предметов;

- понимать диалектическую связь между природной средой и хозяйством;

- развивать навыки исследовательской и самостоятельной деятельности;

- познать красоту местной природы.

Педагоги

Березина Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования, имеющий высшее педагогическое образование.

Содержание программы

 

Модуль 1

 

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

 

Тема 2: Мой край на карте Родины (7 ч)

Россия – наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Ульяновская область-частица России. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение области. Николаевский район. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Село, в котором живем. Происхождение названия города, района, села. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой края.

 

Тема 3: Я и моя семья. (4 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий конкурс – «Старая фотография рассказала...» Моя родословная – нарисовать родословное древо.

 

Тема 4: Моя улица. (2 ч)

Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты.

Форма контроля: рассказ "Прогулка по улицам моего села".

Тема 5: Наша школа (2 ч)

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Учителя школы. Педагогические династии. Оформление Альбома Памяти "Учителя, работавшие в нашей школе".

Выпускники нашей школы.

  

Модуль 2

 

Тема 1: Природа нашего края. (16 ч)

Полезные ископаемые области, района.

Речная сеть области, реки, озера, их происхождение- ледниковые, карстовые.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.

Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.

Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.

Топонимы – отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Народные промыслы, их художественная и культурная ценность. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Природные ресурсы края, их исполь­зование и значении для промышлен­ности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.

Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)

Цели программы

Воспитать творчески мыслящих людей, сформировать в сознании учащихся систему взглядов, норм поведения по отношению к окружающей среде, человеческому обществу, природе.

Результат программы

Важнейшие результаты обучения:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на локальном уровне (житель конкретного региона);
  • осознание целостности природы, населения и хозяйства своей местности;
  • представление о своём крае, месте и роли в современном мире;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.

Особые условия проведения

Особые условия не требуются 

Материально-техническая база

Для реализации программы каждому обучающемуся необходимы:

- компьютер или ноутбук с выходом в Интернет.