«Путешествие в мир экологии»

Актуальность: занятия по этой программе направлены на развитие экологического образования обучающихся и воспитания у них экологической культуры. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому обучающихся с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края.

Данная программа повышает доступность получения дополнительного образования для детей, проживающих в сельской местности и для детей с ОВЗ.

В ходе кружковой деятельности обучающиеся знакомятся с основами дисциплины, не предусмотренных школьной программой в дистанционном режиме.

Новизна программы состоит:

- в создании особых условий для развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков обучающихся, их коммуникативных способностей.

-в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной программы «Путешествие в мир экологии» заключается в использовании дистанционных образовательных технологий при разработке комплекса методов и приемов, направленных на формирование экологического мышления.

 

Педагогическая целесообразность

В основе программы лежит деятельность, направлена на формирование, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей.

Адресат программы: Дополнительная дистанционная краткосрочная общеразвивающая программа «Путешествие в мир экологии» предназначена для детей в возрасте от 6 до 9 лет. Заниматься дистанционно может каждый по желанию. Количество детей не ограниченно

Формы обучения и виды занятий: ведущей формой организации занятий является дистанционная форма обучения. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, беседы. Для подготовки мероприятий более продуктивной будет работа в подгруппах.

Срок освоения программы – программа рассчитана на 3 месяца обучения.

Режим занятий – Занятия проводятся по 1 разу в неделю по 2 часа в зависимости от учебного плана. Продолжительность занятия 30 минут с перерывами 10 минут (при дистанционном обучении). Первые 30 мин. из которых отводится на работу в онлайн режиме, вторые – в офлайн режиме в индивидуальной работе и онлайн консультировании). В рамках онлайн занятий посредством платформ: Webinar, Zoom, Youtube, Skype, Google и другие, педагог предоставляет теоретический материал по теме. В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров обучающимся передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастер-классы и другое.

 

В организации дистанционного обучения по программе используются следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber,WatsUp., ВКонтакте и т.д.

В мессенджерах с начала обучения создается группа, через которую ежедневно происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы, проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные занятия по видеосвязи в Viber,WatsUp, ZOOM.

 

Педагоги

Дунина Марина Владимировна 

Содержание программы

Содержание программы "Путешествие в мир экологии"

 

1.Введение- 2ч.

Науки о природе. Экология – наука о доме. Как изучают природу?

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология – наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в при­роде, описание живых объектов. Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком Чтение рассказов о природе М.Пришвина.

2.Взаимосвязи в природе- 4ч.

Солнце – источник тепла и света на Земле. Сезонные явления нашей местности. Каким воздухом мы дышим? Вода в жизни живых организмов. Разнообразие живых обитателей почвы.

Солнце как источник тепла и света для живых существ. Приспособле­ние живых организмов к сезонным изменениям температуры. Роль света в жизни животных.

Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и живот­ных. Приспособление животных к жизни.

3.Уникальный мир живой природы-7 ч.

Путешествие на родину комнатных растений. Сказка о цветке-недотроге. Мы в ответе за тех, кого приручили. Удивительный подводный мир. Растительный мир Ульяновской области. Охраняемые растения. Животный мир Ульяновской области. Охраняемые животные.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Учебный фильм о красоте подводного мира.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ульяновской области. Охраняемые растения: сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.

Охраняемые животные: жук-красотел, орел-беркут, выхухоль русская, горностай, бурый медведьдр. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокра­щения численности этих животных, и меры их охраны.

4.Экология жилища −2ч.

Экология жилья: от избы к современной квартире. Факторы, влияющие на здоровье человека. Приспособленность человека к жизни в разных климатических условиях. Жилище человека – его среда обитания, факторы жилых помещений. От чего зависит здоровье человека. Факторы риска. Правильное питание. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Как помочь самому себе.

5.Экологические катастрофы и их последствия-5ч

На пути к гибели... Почему исчезли динозавры? Глобальное потепление или похолодание? Земная кора в движении. Защита от космических визитеров. "Берегите свою планету!«

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров, связанных с образом жизни и питания.

6.Охрана природы −4ч.

Кодекс охотника и браконьерство. «Свалки – боль села». Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. Экологический проект "Почему нужно охранять природу?"

Охота в исто­рии людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения. Природа – источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрица­тельное воздействие человека на природу. Человек – звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила пове­дения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Ульяновской области. Охранять природу – значит охранять здо­ровье.

 

Цели программы

Цель реализации программы:

- формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи реализации программы:

1) Обучающие:

· освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;

· расширение знаний учащихся по биологии и экологии;

· изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;

 

· развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

2) Воспитательные:

· продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;

· способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;

· формирование активной жизненной позиции на основе коллективной работы, участии их в интересном и полезном для общества деле.

3) Развивающие:

- развивать умения и навыки практической работы по моделированию ситуаций;

- реализовать умственный, духовный, физический, творческий потенциал ;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.

 

Результат программы

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие в мир экологии» для обучающихся:

Личностные:

Обучающиеся научаться:

· выражать свои мысли, слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

· проявлять инициативу и самостоятельность мышления во всех видах деятельности.

· участвовать в совместной деятельности, партнерском общении.

· применять свои творческие способности. 

Предметные:
Обучающиеся должны знать:

· предмет изучения экологии, основные законы экологии;

· связь между человеком и природой;

· многообразие экологических групп комнатных растений, дикорастущих растений, животных;

· основные экологические проблемы родного края и пути их решения;

Обучающиеся будут уметь:

· в ценностно-ориентационной сфере: сформированность пред­ставлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важ­нейшем элементе культурного опыта человечества;

· в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освое­ние базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование эле­ментарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в при­родной и социоприродной среде;

в коммуникативной сфере: информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, на­ходить компромиссное решение в различных ситуациях.

· в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями ком­натными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

· в эстетической сфере: оценивать с эстетической (художественной) точ­ки зрения красоту окружающего мира;

Метапредметные

Обучающиеся будут уметь:

· объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой;

· представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий;

· рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений;

· находить необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов;

· представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла;

· пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её;

· различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них;

Планируемые результаты реализации программы для родителей обучающихся:

1. Гармоничное развитие ребенка.

2. Выработка у ребенка умения находить конструктивный выход в различных жизненных ситуациях, в том числе во взаимоотношениях с родителями.

После каждого раздела проводится итоговая диагностика познавательных процессов, эмоциональной, личностной и волевой сферы.

 

Особые условия проведения

Занятия проводятся в дистанционном режиме 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

При дистанционном обучении обеспечивается каждому

обучающемуся возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной

онлайн-платформе, в качестве основного информационного ресурса, а также

осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через

Консультации преподавателя как при непосредственном взаимодействии

педагога с обучающимися, так и опосредованно.

Информационное обеспечение:

По программе можно использовать следующие платформы и сервисы:

сетевой город, ZOOM, сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber,WatsUp., ВКонтакте и многие другие; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных

сайтах, видеоконференции; вебинары; Куре – общение; облачные

сервисы; электронные носители мультимедийных приложений ; электронные

пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об

образовательной деятельности.

Компьютер наставника с предустановленной операционной системой, офисным программным обеспечением
Для обучающихся: смартфоны, ноутбуки, андроиды, компьютеры